Россия может обжаловать решение Европейского суда по правам человека, касающееся жалобы пострадавших и родственников погибших во время освобождения заложников в театральном центре на Дубровке. Уполномоченный России при Европейском суде по правам человека Георгий Матюшкин сообщил, что у России есть три месяца для изучения постановления Страсбургского суда и оценки возможности обжалования.
Европейский суд принял решение по коллективной жалобе потерпевших от теракта, обязывая Россию выплатить компенсации нескольким десяткам заявителей в общей сложности 1 миллион 300 тысяч евро. Это решение ожидалось восемь лет: жалобу адвокаты пострадавших направили в 2003 году.
Среди заявителей числятся 64 человека, каждый из которых запросил компенсацию в 50 тысяч евро за нарушение прав человека. В жалобе указано, что во время штурма театрального центра российские власти нарушили вторую и третью статьи Европейской конвенции – право на жизнь и запрещение пыток. Адвокаты заявили о применении неизвестного газа спецслужбами, из-за чего погибло большинство заложников, а также о непропорциональности применения силы. Кроме того, они потребовали привлечь к уголовной ответственности организаторов операции.
Сегодня Европейский суд опубликовал свой вердикт, признав, что Россия нарушила вторую статью конвенции, освободив заложников с применением силы и газа, а также не проведя качественного расследования последствий операции. Суд пришёл к выводу, что необходимости принимать решение по другим жалобам нет, и каждому из заявителей была присуждена компенсация – от восьми до более чем 60 тысяч евро.
Теракт в театральном центре на Дубровке произошел 23 октября 2003 года, когда террористы захватили более девятисот человек во время мюзикла «Норд-Ост». Οι заложники удерживались в течение трех дней, после чего спецслужбы провели штурм, в результате которого погибли 130 человек, большинство из которых – уже после операции. Выжившие неоднократно обвиняли власти в том, что применённый газ был опасен для жизни.
В России по факту захвата заложников было возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на терроризм», однако позже оно было приостановлено из-за неизвестности местонахождения организаторов. Пострадавшие отмечали, что дело по факту гибели людей в России так и не было заведено.
Сопредседатель региональной общественной организации содействия пострадавшим от терактов Татьяна Карпова считает решение Европейского суда справедливым. «Мы безумно рады, что нас услышали в Страсбургском суде. Дело не в компенсации, нам была нужна справедливость», — отметила она.
Татьяна Карпова считает операцию по освобождению заложников, о которой заявлял тогдашний президент Владимир Путин, провальной. Она напомнила, что применение газа во время штурма привело к гибели большинства заложников. «Это были политические игры. Нам страшно, что так могут поступать с людьми. От правительства России мы не получили ни одного извинения, нам никто не помогал», — подчеркнула она.
По словам Т.Карповой, после трагедии 69 детей остались сиротами, а среди выживших «нет ни одного здорового человека». «Наглотавшись газа, многие стали инвалидами 2-й и 3-й группы», — заключила она. Татьяна Карпова потеряла на Дубровке своего сына.