Михаила Супруна, заведующего кафедрой отечественной истории Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, и 53-летнего Александра Дударева, начальника информационного центра при УВД по Архангельской области, обвиняют в незаконной передаче архивной информации Германии. Супруну вменяется нарушение неприкосновенности частной жизни, а Дудареву — превышение должностных полномочий.
Согласно версии следствия, Дударев, не уведомив руководство УВД, заключил международное соглашение с Немецким Красным Крестом в Мюнхене и Историческим исследовательским обществом немцев из России в Нюрнберге. Контракт, как сообщается, был подписан на сумму 40 тысяч евро. В рамках этого соглашения информационный центр предоставлял для копирования 40 тысяч архивных дел, касающихся интернированных и репрессированных лиц немецкого гражданства, депортированных российских немцев, военнослужащих Вермахта и служащих немецких учреждений.
Немецкая сторона получила право распространять собранную информацию в различные учреждения ФРГ, в том числе и государственные. Дударев также заключил второе соглашение с Поморским университетом, на основании которого передавал Супруну документы для копирования, получая вознаграждение в евро за каждый набор данных о спецпереселенце. В итоге за почти два года Дударев предоставил Супруну около 5 тысяч архивных дел, часть из которых была вывезена в Германию. Прокуратура утверждает, что данная деятельность нарушает личную и семейную тайну граждан.
Директор архангельского института социально-гуманитарных и политических наук Андрей Репневский выражает уверенность в виновности Михаила Супруна. В то же время его бывший студент, секретарь областного комитета КПРФ Владимир Федоренко, назвал это дело странным и непонятным, не исключая, что Супруна преследуют за его убеждения. Федоренко подчеркивает, что преследование преподавателя вуза вызывает удивление, особенно на фоне свободы многих коррупционеров.
После возникновения дела против Супруна ученых больше не пускают в архивы, об этом сообщила сотрудник Санкт-Петербургского отделения правозащитного общества «Мемориал» Татьяна Косинова. При знакомстве с материалами своего дела Супрун узнал, что следователь пытался привлечь его и по 283-й статье — за нарушение государственной тайны, так как в изъятом личном архиве Супруна были найдены документы, касающиеся истории советских спецслужб. Однако это обвинение не подтвердилось.