В Общественной палате России состоялась дискуссия, посвященная скандальному учебному пособию «История России. 1917-2009». Участники обсуждения назвали книгу ксенофобской и обвинили авторов в фальсификации. Декан исторического факультета МГУ, который ранее одобрил первое издание этого пособия, выразил несогласие с позицией авторов и пообещал принять соответствующие меры.
Ключевым инициатором обсуждения стала журналист Зоя Светова, впервые привлекшая внимание к этой проблеме. Речь идет о книге профессоров истфака МГУ, Барсенкова и Вдовина, которая в этом году вышла в третий раз и анализирует исторические события с акцентом на национальный фактор. Участники дискуссии отметили, что пособие основывается на неподтвержденных фактах и конспирологических теориях, ссылаясь на сомнительных экспертов, не имеющих отношения к науке.
Наибольшее удивление вызвало то, что данное учебное пособие было одобрено как МГУ, так и Министерством образования России. Вопросы к этим ведомствам возникли особенно остро, поскольку авторы на обсуждении не явились. Декан исторического факультета Сергей Карпов, пришедший на встречу, подчеркнул, что книга не является нормативной и должна рассматриваться скорее как учебное пособие, чем учебник. Он также сообщил, что тираж пособия составляет 2000 экземпляров, тогда как тиражи учебников по истории МГУ превышают 500 тысяч. Авторов он охарактеризовал как маргинальных.
Перед началом слушаний участникам были розданы письма от авторов книги и от Сергея Карпова. Эти обращения стали ответом на запрос адвоката Мурада Мусаева, который нашел оскорбительной фразу о том, что «63% чеченских мужчин, призванных в армию в начале войны, нарушили присягу и стали дезертирами».
Обсуждение привело к разделению мнений о том, как действовать дальше. Одни призывали не пожимать руки авторам пособия, другие высказывались за более глубокое изучение ситуации с ведомствами, одобрившими книгу. Некоторые участники отметили необходимость избегать «охоты на ведьм» и разбираться с ситуацией в рамках научного сообщества. Журналист Максим Шевченко поднял важный вопрос о методологическом соблюдении исторической правды при создании учебных материалов, чтобы не провоцировать религиозные и национальные конфликты.
В итоге, основным выводом дискуссии стало, что эффективным методом против появления подобных фальсификаций, как упомянутое пособие, является открытие архивов и доступ к архивной информации. Ведущий обсуждения Николай Сванидзе сообщил, что экспертное заключение, подготовленное с участием присутствовавших специалистов, будет направлено в Комиссию президента по противодействию попыткам фальсификации истории, а также в Министерство образования и Генпрокуратуру.