В последнее время в журналистских кругах и в сетевых изданиях США разгорелся скандал, связанный с публикацией в журнале «GQ» большой статьи, посвященной годовщине сентябрьских взрывов домов в Москве в 1999 году. Статья поднимает вопросы о том, что эти взрывы могли быть организованы ФСБ с целью спровоцировать войну в Чечне.
В тексте представлено большое интервью с Михаилом Трепашкиным, бывшим сотрудником ФСБ, который расследовал это дело и за свои действия попал в тюрьму на четыре года. Ситуация усугубилась тем, что руководство издательства «Conde Nast», владеющего журналом, в последний момент, после выхода номера в печать, разослало инструкцию всем сотрудникам, что статью нельзя распространять в России и давать по ней интервью в прессе. Это решение, по мнению многих, было спровоцировано давлением, оказанным на издательство в Москве.
Тем временем, новостные агентства уже подхватили эту тему, и началась широкая дискуссия. Участники обсуждения отмечают, что любой запрет зачастую приводит к обратному эффекту и становится своеобразной рекламой для запрещенной статьи.
Статья Скотта Андерсона о расследовании взрывов в России в конце 90-х для американского издания «GQ» не была опубликована в российской версии не из-за запрета, а из-за отсутствия каких-либо новых фактов, как подчеркивает главный редактор российской версии GQ Николай Усков. Он выразил мнение, что публикация этой статьи не имеет смысла.
По информации BBC, 23 июля один из ведущих адвокатов компании «Конде Наст», Джерри Биренц, отправил письмо руководству медиа-холдинга и редакторам GQ с инструкцией не распространять сентябрьский номер американской версии журнала в России. В дополнение к этому, статью запретили публиковать на сайте журнала, а также отправлять копии GQ в Россию или показывать ее российским чиновникам и журналистам.