Российские власти должны осудить коммунистический режим не только на словах, но и на деле. Московский патриархат подчеркивает важность данной инициативы. Исполняющий обязанности секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества отдела внешнецерковных связей священник Георгий Рябых отметил, что осуждение коммунизма началось в 90-е годы, но не было доведено до конца.
«Это нужно продолжить,» — заявил он. Русская православная церковь предлагает более детально обсудить советское наследие и преступления советской власти. «Настало время для детальной дискуссии о нашем прошлом,» — добавил священник.
Рябых также отметил, что РПЦ всегда сохраняла мировоззренческую оппозицию по отношению к советской власти. «Хотелось бы, чтобы в нашей жизни были отмечены трагические события советского времени, чтобы мы помнили о жертвах сталинских репрессий и трагедии русской эмиграции,» — подчеркнул он.
По его мнению, в «необходимый минимум» мер должно войти возвращение улицам их исторических названий, «отобранных советской властью», а также перемещение памятников советским вождям в менее людные места. «Я не призываю разрушать эти памятники, это было бы варварством и вандализмом, но они не должны занимать центральные места в наших городах,» — сказал Рябых.
Кроме того, он призвал избегать крайностей, наблюдаемых в некоторых странах Восточной Европы, где коммунизм пытаются приравнять к фашизму. «У России должна быть своя оценка коммунистической идеологии, несправедливо ставить коммунизм и фашизм на один уровень, так как они представляют собой различные исторические опыты,» — отметил он.
Рябых предложил также удалить кладбище у Кремлевской стены, однако подчеркнул, что памятники Великой Отечественной войны должны остаться неприкосновенными, как и памятные знаки научным и культурным достижениям народа, совершенным в советское время.
Призыв священника на деле осудить коммунистический режим вызвал резкую реакцию со стороны лидера коммунистической партии Геннадия Зюганова. Он считает, что переписывание истории является недостойным поступком, тем более для человека, посвятившего себя служению Богу.
Лидер «Демократического союза» Валерия Новодворская также прокомментировала эту инициативу, утверждая, что такие призывы могут быть продиктованы желанием «стать единственным культом». «Это не исходит из соображений блага, они хотят быть идеологическим отделом каких-то новых политических сил,» — отметила она.
Борьба с коммунизмом и символами коммунистической эпохи началась в России сразу после путча 1991 года, и хотя она имела свои успехи, вопрос о выносе тела Ленина из Мавзолея регулярно возникает.
В дни рождения и смерти Ленина, а также в периоды закрытия Мавзолея на профилактику разговоры об этом активизируются. При Владимире Путине, как и прежде, исключений не было, однако он дал понять, что против перезахоронения Ленина.
«Многие люди связывают с именем Ленина свою жизнь, и для них вынос его тела будет означать, что они поклонялись ложным ценностям,» — заметил Путин в одном из интервью.
В то же время, в других бывших странах социалистического лагеря проблему коммунистического прошлого решили быстро и безоговорочно. Многие приняли законы о люстрации сразу после демократических революций, а в некоторых странах борьба с советской символикой продолжается и по сей день. В разных республиках постсоветского пространства отношение к коммунистическому наследию различно, но везде это делается без особого радикализма.