В случае принятия Госдумой поправок к Уголовному кодексу, день пребывания в следственном изоляторе будет приравнен к полутора, а иногда и двум дням заключения. Условия содержания в СИЗО признаны значительно более тяжелыми по сравнению с колониями. Адвокаты давно указывают на этот факт, и он подтверждается Федеральной службой исполнения наказаний. Как показывает практика, обвиняемые зачастую проводят в СИЗО больше времени, чем после вынесения приговора.
Глава думского комитета по гражданскому, уголовному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников считает это несправедливым. Суть его предложения заключается в следующем: день, проведенный в СИЗО, будет засчитываться как полтора дня, если осужденный отправляется в колонию общего режима или в колонию для несовершеннолетних. Если же осуждены ожидает колония-поселение, то день в СИЗО будет приравнен к двум дням. Таким образом, предлагаемые изменения направлены на восстановление справедливости.
Крашенинников пояснил, что поправка предполагает приравнивание одного дня нахождения в СИЗО к полутора дням в колонии общего режима или в воспитательной колонии, и к двум дням в колонии-поселении. Он отметил, что условия содержания в СИЗО достаточно жесткие и не подлежат сравнению с условиями в колониях общего режима и поселениях.
Как указывает Ведомости, подобные инициативы были предложены еще в феврале Федеральной службой исполнения наказаний, заинтересованной в снижении количества заключенных. Однако льготы коснутся не всех: осужденные к колонии строгого режима, лица с сроком более 10 лет, а также террористы и рецидивисты не смогут рассчитывать на послабления.
Интересный момент заключается в том, что поправка будет иметь обратную силу, что позволит освободить заключенных, уже отбывающих свой срок. Если Госдума примет поправку, то в следующем году на свободу могут выйти фигуранты дела ЮКОСа Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. Они были приговорены к 8 годам заключения в колонии общего режима и провели в СИЗО более трех с половиной лет, что даст им возможность покинуть колонию без амнистии или помилования, если новые обвинения об отмывании денег не приведут к новому сроку.