Министр обороны США Роберт Гейтс после встреч в Чехии озвучил возможность отсрочки создания радиолокационной станции в этой стране и объектов противоракетной обороны в Польше, если Россия согласится на сотрудничество с Соединенными Штатами. Ранее сообщалось, что первая из десяти ракет-перехватчиков может быть готова к боевому дежурству в Европе уже в 2011 году, а завершение развертывания всех элементов американской ПРО планировалось к 2013 году.
Ключевым аспектом взаимодействия России и Соединенных Штатов, по мнению военного обозревателя Александра Гольца, является иранская ядерная проблема. Американская сторона также предложила обмениваться информацией с российскими станциями в Габалле и Армавире. Директор Института США и Канады Сергей Рогов не исключает, что американская система ПРО в Польше и Чехии может вовсе не быть развернута. Он считает, что изменение позиции Соединенных Штатов обусловлено политическими причинами, в частности, жесткой реакцией России на размещение элементов ПРО в Восточной Европе.
Россия на всех уровнях предпринимает шаги для достижения благоприятного решения вопроса о размещении элементов американской системы ПРО в Европе. Предложения Соединенных Штатов разместить свои противоракетные установки в Восточной Европе появились в начале текущего года, и бурное обсуждение этого вопроса продолжается уже девять месяцев не только в Чехии и Польше, но и за их пределами. Планы расширения системы противоракетной обороны Washington, похоже, были разработаны заранее. Однако новое сообщение о начале размещения ПРО в Европе начало активно обсуждаться в начале января 2007 года.
Конкретные страны, где могут появиться новые военные базы, долго оставались в секрете, пока премьер-министр Чехии Мирослав Тополанек не объявил о начале переговоров между Соединенными Штатами и чешским правительством. Уже в тот же день стало известно, что Польша также рассматривает предложение о размещении ракет-перехватчиков на своей территории. В ответ на это последовала быстрая и яростная реакция Москвы. Доводы американской стороны о том, что эти меры направлены против Северной Кореи и Ирана, не смогли убедить Россию.
Западные СМИ немедленно заговорили о новой холодной войне и гонке вооружений. В то время как шли двусторонние консультации с американцами, в Чехии развернулись митинги протеста, а также критика со стороны левых политических сил. Министры этой страны в течение нескольких месяцев обсуждали возможность военного сотрудничества с Соединенными Штатами. «Зеленый свет» строительству американской базы в нескольких десятках километров от Праги был дан лишь весной. Польша начала прямые переговоры позже, один из их участников даже заявил, что ракеты-перехватчики могут быть размещены уже в сентябре.
Тем временем российский МИД и представители власти всех уровней, включая министра обороны, продолжали выражать протест против инициатив администрации Буша. Поворотным моментом стал саммит «большой восьмерки» в Германии, где Владимир Путин предложил совместное использование РЛС в Габбале. Затем, во время визита к ранчо американского президента, были озвучены дополнительные предложения о возможном использовании базы на юге России. Вашингтон выразил готовность рассмотреть эти предложения, однако отказаться от ПРО в Восточной Европе не намерен.
Не удалось достичь соглашения и на последних переговорах глав внешнеполитических и оборонных ведомств России и США в середине октября. Стоимость американской системы ПРО в Европе оценивается более чем в полтора миллиарда долларов, что включает в себя строительство и обслуживание системы на протяжении ближайших пяти лет.
Тем временем позиции чешских и польских властей постепенно меняются. После внеочередных парламентских выборов новая команда во главе с партией «Гражданская платформа» намерена серьезно пересмотреть внешнюю политику, что также затронет вопрос размещения элементов американской ПРО. Партия «Закон и справедливость», возглавляемая братьями Качинскими, активно выступала за размещение американской противоракетной системы в Польше.