Пресс-центр Михаила Ходорковского сообщает о том, что он и, возможно, Платон Лебедев, глава «Менатепа», были переведены в следственный изолятор в Чите. Генеральная прокуратура пока не дала разъяснений адвокатам о причинах этих действий. По мнению защитников, возможно, вскоре будут предъявлены новые обвинения. Адвокат Лебедева, Евгений Бару, уточнил, что на данный момент трудно сказать, действительно ли осужденные уже переведены на новое место. Он также добавил, что Лебедеву будут проводить следственные действия в Чите с 27 декабря, и, соответственно, его могут этапировать туда, но сроки неизвестны. Следователи прокуратуры пока молчат по этому поводу. В отношении Ходорковского адвокат не исключает, что он также уже мог быть переведен в Читу.
Бару подчеркнул, что до 27 декабря не планирует проводить никаких разъяснительных мероприятий, так как защите не известны детали предстоящих следственных действий. «Пока мы не увидели постановления о предъявлении обвинения, нам трудно судить, по какому делу и по каким эпизодам идет речь,» — отметил он.
Адвокат Ходорковского, Юрий Шмидт, считает решение о переводе своих подзащитных в читинский СИЗО незаконным. Он упомянул, что у защиты уже есть предположения о новых обвинениях и они готовятся к этому. Впрочем, ожидать от Генеральной прокуратуры можно всего, что угодно. Шмидт добавил, что Ходорковский высказывал мысль, что не удивится, если ему будут инкриминированы убийство Политковской или отравление Литвиненко. «Не удивлюсь, если обвинение окажется совершенно абсурдным,» — подчеркнул он. «Наша прокуратура давно демонстрирует жесткость, и от нее можно ожидать чего угодно.»
По мнению адвоката, следственные действия в Чите противоречат законодательству. «Согласно УПК, следствие должно проводиться по месту совершения преступления. Какое отношение имеет Чита к данному делу?! Они пренебрегают законом, когда направляют Ходорковского и Лебедева в Читу,» — добавил защитник.
По его мнению, власти намерены возбудить новое уголовное дело против осужденных, чтобы предотвратить их условно-досрочное освобождение в 2007 году. Генеральная прокуратура уже неоднократно заявляла о возможности новых обвинений Ходорковскому и Лебедеву. Последнее заявление было сделано на пресс-конференции генпрокурора Юрия Чайки 5 декабря.
Следует напомнить, что разговоры о возможных новых обвинениях в адрес Михаила Ходорковского и Платона Лебедева не раз поднимались. Обычно подобные сообщения поступали от Натальи Вишняковой, которая ранее занимала пост начальника Управления информации и общественных связей Генеральной прокуратуры. Интересно, что речь о новых обвинениях часто шла накануне оглашения приговора. Например, первая дата вынесения вердикта была назначена на 27 апреля прошлого года, за неделю до которой стороны уже говорили о вероятности новых обвинений, связанных с хищением нефти на сумму 4,5 миллиарда долларов.
На момент переноса оглашения приговора на 16 мая, Вишнякова сообщила о намерении предъявить новые обвинения Ходорковскому и Лебедеву, связанные с легализацией преступно нажитых средств, суммы которых исчислялись миллиардами рублей. Ходорковский тогда высказал опасения, что новые обвинения могут привести к непредсказуемым последствиям для России, а его адвокаты связывали возможные новые уголовные дела с недоказанностью уже имеющихся.
Когда 31 мая оглашение приговора завершилось, Вишнякова рассказала о материалах, обнаруженных следователями в банке «Траст», который обслуживал финансовые потоки «ЮКОС». По информации следствия, в этих материалах была информация о том, что топ-менеджеры и крупные акционеры «ЮКОСа» заработали около 11 миллиардов долларов, что было квалифицировано как легализация, в противном случае – отмывание доходов, полученных преступным путем. В случае доказанности новых обвинений, срок для бывших руководителей «ЮКоса» может увеличиться на 22 года лишения свободы.