По мнению Михаила Горбачева, организаторы переворота несут «огромную долю ответственности за развал страны». Экс-президент убежден, что демократический путь развития является единственно правильным для России.
18 августа 1991 года представители высшего руководства СССР, не согласные с политикой Горбачева, создали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Путч продолжался три дня, а переломным моментом стало телевидение, где выступал Борис Ельцин, как отметил первый генеральный прокурор России Валентин Степанков.
Степанков полагает, что события 1991 года нельзя считать захватом власти. Но как москвичи помнят о тех событиях и что думают о деятельности ГКЧП? На эти вопросы ответила Алена Задорожная, которая провела опрос среди горожан.
В большинстве случаев, услышав аббревиатуру ГКЧП, прохожие начинали смущаться и быстро уходили. Однако некоторые согласились пообщаться. Например, сотрудница строительной фирмы Наталья вспомнила об обстреле Белого дома, произошедшем осенью 1993 года, путая даты.
Некоторые горожане, такие как менеджер по закупкам Федор, расценивают создание ГКЧП как очевидную попытку государственного переворота. Опрос показал, что люди старшего поколения имеют больше информации о создании и деятельности этого комитета. Так, пенсионерка Светлана поделилась, что все события она застала в Москве.
Среди отзывов также нередко встречались версии, согласно которым целью ГКЧП был развал Советского Союза. Но чаще всего звучала лишь одна фраза: «не знаю». Тем не менее, большинство тех, кто помнит о ГКЧП или знает о нем из учебников истории, склоняются к мнению, что это была борьба за власть, деньги и влияние.
На различных платформах можно найти подкасты и воспоминания известных людей о событиях августа 1991 года, которые позволяют глубже понять масштаб и значение тех исторических событий.