Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) признал несправедливым приговор по делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, осуществленного членами радикальной националистической организации. Страсбургский суд пришел к выводу, что присяжные в этом резонансном деле, которое потрясло Москву, были предвзятыми, что нарушило право осужденных на честное и справедливое разбирательство. Единственный голос против в данном решении снял судья от России.
По словам адвоката Дмитрия Аграновского, представляющего интересы осуждённых, данное решение ЕСПЧ может стать основанием для обращения в президиум Верховного суда с требованием пересмотра приговора. Он выразил уверенность в том, что цель обращения в европейский суд достигнута.
Напомним, трагедия произошла в январе 2009 года на Пречистенке, недалеко от станции метро Кропоткинская. Станислав Маркелов и Анастасия Бабурова были убиты, и оба имели связь с антифашистскими движениями: адвокат представлял их интересы в судах, а журналистка писала о них в одном из изданий.
Весной 2011 года суд признал виновными в этом преступлении членов группировки «Боевая организация русских националистов» (БОРН), которая была связана с рядом других процессов. Сама организация была запрещена в России. Никита Тихонов, один из осуждённых, получил пожизненный срок, а его гражданская жена Евгения Хасис была приговорена к 18 годам колонии. Приговор судья Мосгорсуда Александр Замашнюк вынес на основании вердикта присяжных: семеро из их числа проголосовали за признание виновными, в то время как пятеро выступили против. Все присяжные также решили, что националисты не заслуживают снисхождения. При этом сам Тихонов и Хасис не признали своей вины и отказались от последнего слова.
Жалоба в ЕСПЧ была подана осужденными в 2012 году, но суд признал её приемлемой только через шесть лет. Основные вопросы, поднятые в жалобе Тихонова и Хасис, касались действий присяжных. Осужденные утверждали, что им был лишен доступ к независимому и беспристрастному правосудию, что нарушает 6-ю статью Европейской конвенции по правам человека. ЕСПЧ также изучал, могли ли присяжные оставаться объективными, учитывая, что они получали множественную информацию о деле из средств массовой информации, обсуждали её и оказывали давление друг на друга.
По итогам решения ЕСПЧ Тихонов и Хасис не получат никакой компенсации.