Недавно с обращениями по вопросам, связанным с Алексеем Навальным, выступили депутаты из Санкт-Петербурга и Псковской области. В это время прокуратура Берлина подтвердила, что накануне допросила Навального как свидетеля в рамках запроса о правовой помощи от России.
Официальный представитель Минюста Германии отметил, что Навальный однозначно выступил против присутствия российских следователей, поскольку он был отравлен на территории России. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков попытался объяснить журналистам вчерашние слова Владимира Путина о том, что за Навальным ведется наблюдение. При этом Песков отказался комментировать информацию о том, что за Навальным следили не только сотрудники спецслужб, но и медицинские работники и специалисты по отравляющим веществам, как утверждается в расследовании.
Некоторые эксперты, такие как журналист Николай Сванидзе, отметили, что наблюдение за Навальным не имеет законных оснований, однако политика пытаются выставить шпионом. Сванидзе также подчеркнул, что интерес Запада к Навальному обусловлен проблемой применения химического оружия.
Британская газета The Telegraph считает, что высказывания Путина о Навальном можно воспринимать как косвенное признание выводов расследовательских групп. «Говоря, что российские агенты следят за каждым шагом Навального, российский лидер тем не менее отверг обвинения в том, что российское государство пыталось его убить», — отмечает издание.
Консервативная Times ловит Путина на противоречии: «С одной стороны, представители Москвы утверждают, что Навального отравили западные спецслужбы, с другой — сам Путин напоминает о своей позиции, согласно которой Навальный воспользовался отравлением для повышения своего авторитета».
Левая The Guardian назвала пресс-конференцию Путина «представлением», в ходе которого он всё же подтвердил расследование группы Bellingcat. Представитель группы заявил, что из всех возможных вариантов президент России выбрал наихудший, подтвердив необходимость следить за Навальным.
Швейцарская Neue Zürcher Zeitung отмечает, что в высказываниях Путина вновь проявляются две ключевые вещи: безразличие, с которым глава государства считает нормальным, что его спецслужбы могли бы планировать убийство критика режима, а также одержимость подозрениями, что за каждым политическим оппонентом стоит иностранная спецслужба. Публикации зарубежных СМИ, с точки зрения Путина, представляются управляемой иностранными силами кампанией.
Интересно, что в своих высказываниях Путин косвенно подтвердил наличие веских оснований для пристального наблюдения ФСБ за Навальным. «Высказывания Путина соответствовали общей линии пресс-конференции: у России есть свои проблемы, но за границей ситуация еще более напряженная», — резюмирует Neue Zürcher Zeitung.
Что касается проблем с коррупцией внутри спецслужб, на это указывает и американская The New York Times. В статье издания отмечается, что объемные базы данных частной информации, включая записи мобильных телефонов, широко доступны на черном рынке в России. Для получения таких данных расследователям потребовалась не помощь ЦРУ, а всего лишь несколько сотен евро.
Как подчеркивает другая американская газета, The Washington Post, «отравление Навального демонстрирует, что такие люди рискуют своей жизнью. Однако, поступая таким образом, они выполняют функции государства, которое, в свою очередь, занимается коррупцией, используя всевозможные уловки».