Александр Соколов и еще трое участников движения «За ответственную власть» были признаны виновными в организации деятельности запрещенного экстремистского сообщества. Судья Алексей Криворучко зачитывал приговор в течение более трех часов. Все доводы обвинения были приняты безоговорочно, в то время как показания многочисленных свидетелей защиты были отвергнуты как несущественные, равно как и общая позиция адвокатов.
Соколов, исполнявший роль администратора сайта инициативной группы по проведению референдума, а также активисты Кирилл Барабаш и Валерий Парфенов, будут отбывать срок в колонии общего режима. Барабаша ожидает лишение звания подполковника. Кроме того, публицист Юрий Мухин, который на протяжении 20 лет издавал газету «Дуэль», получил условный срок в четыре года, с учетом двухлетнего пребывания под стражей.
Суд признал, что активисты, под предлогом референдума, фактически организовали деятельность запрещенной организации, которая была ликвидирована в конце 2000-х годов. Под новым названием действовало движение «Армия воли народа», члены которого распространяли угрожающие листовки с призывами: «Ты избрал — тебе судить». Эти призывы были интерпретированы как подстрекательство к насильственному изменению власти, а также оправдание терроризма, ненависти и вражды.
Защита намерена обжаловать решение суда, сообщил адвокат подсудимых Алексей Чернышев. Всем фигурантам дела было предъявлено обвинение по части 1 статьи 282.2, однако никто из них так и не признал свою вину. Соколов считает, что уголовное преследование связано с его работой в качестве журналиста-расследователя.
В день оглашения приговора в Тверском суде собралось множество людей. Двор учреждения заполонили активисты, в основном с правыми и националистическими взглядами. Один из них, Александр Фроленков, выразил мнение, что сегодня фактически похоронили право россиян на проведение референдума. В числе присутствующих был Эдуард Лимонов, после оглашения приговоров люди скандировали «Позор» и «Референдум это не экстремизм», зорко поднимали коллективные песнопения.
Во время ежегодных пресс-конференций президента Путина дважды поднимали вопрос о деле Соколова, и оба раза глава государства обещал разобраться в ситуации. Обвинение было основано на показаниях тайных свидетелей, которые, по утверждению суда, были участниками инициативной группы. В приговоре их имена были представлены в измененном виде — «Илья Пономарев», «Власов», «Нечитайло» и «Нехрошев».
С точки зрения журналистской этики, редакция может рассмотреть возможность сохранить Александра Соколова в штате сотрудников во время его тюремного заключения, если это позволяет закон. Об этом сообщил Генеральный секретарь Международной конфедерации журналистских союзов Ашот Джазоян, уточнив, что каждая редакция вправе самостоятельно решать вопрос о сохранении или исключении сотрудника из штата.
Ранее профессиональное сообщество высказалось в защиту журналиста. Петицию с требованием освободить Соколова подписали более 300 журналистов. За него также выступил депутат Госдумы Сергей Шаргунов, который отметил, что, независимо от отношения к обвиняемым, необходимо выступить против их преследования. Делая выводы о приговоре РБК журналисту Александру Соколову, действительно уместно говорить о том, что дело было сфабриковано. Такую точку зрения выразил политик Владимир Рыжков, который не исключил, что во внутреннем общении запрещенной организации могла присутствовать риторика с революционными настроениями, но подчеркнул, что действия и риторика — это разные вещи.