В июле позапрошлого года в небе над Донбассом произошла трагедия — сбит малазийский лайнер. Международная следственная группа заявила о находке фрагмента ракеты от установки «Бук», с помощью которой могло быть осуществлено нападение на пассажирский рейс. Главный вопрос о том, кто именно виновен — сепаратисты или украинские военные — остаётся без ответа.
Отчёт о работе международной группы следователей опубликован на сайте прокуратуры Нидерландов и состоит из шести частей. Четвёртая часть документа сосредоточена на поиске информации о ракетной системе, использованной для атаки на Boeing. Специалисты уверенно подтвердили дату трагедии — 17 июля 2014 года. Однако дальнейшие аспекты расследования остаются сложными.
Основная проблема заключается в том, что место происшествия находится в зоне военного конфликта, что ограничивает действия следственной группы. Несмотря на это, они получили образец ракеты от системы «Бук», предположительно использованной для сбития самолёта. В отчёте представлена фотография крупного фрагмента сопла ракеты, найденного на месте крушения. Однако в документе нет ответов на вопросы о том, как именно произошла катастрофа — был ли лайнер сбит случайно или намеренно.
Следователи допускают вероятность ненамеренного сбития: «Кто-то мог случайно нажать кнопку, вызвав запуск? Или это действие требует намеренного участия? Как система оружия выбирает цель?». На эти вопросы пока больше вопросов, чем ответов.
Геррит Тери, руководитель международной группы расследования, отметил, что полученные данные необходимо тщательно перепроверять. В прошлом году эксперты побывали в районе крушения и собрали образцы почвы с мест, откуда мог осуществляться запуск ракеты. Они также провели технический анализ телефонной сети и сотовых вышек в ряде районов Донецкой области. Однако доступ к объектам на территории самопровозглашённой Луганской народной республики получить не удалось, что указано в отчёте.
Следственные действия продолжают по нескольким направлениям. На военной авиабазе Гилзе-Рейн в Нидерландах судмедэксперты исследуют обстоятельства гибели 298 пассажиров. Также активно ведётся сотрудничество с полевым офисом в Киеве, где работают представители Нидерландов и Австралии. Вследствие этого в группу были привлечены украинские полицейские, владеющие русским языком, для прослушивания телефонных разговоров и выяснения их связи с падением самолёта.
Позиции Москвы, Киева и Запада по-прежнему остаются непреклонными. Власти Украины, Европы и США настаивают на том, что лайнер сбил пророссийский сепаратист, в то время как россияне утверждают, что ответственность за катастрофу лежит на Киеве. Лайнер выполнял рейс из Амстердама в малазийскую Куала-Лумпур, и на его борту находились 298 человек, все погибли. Большинство пассажиров были гражданами Нидерландов.
Ожидаются итоговые результаты расследования этой осенью, однако эксперты не исключают возможности его продления.