В настоящее время решение о заочном аресте Альфреда Коха еще не вступило в силу. Адвокат Коха, Алхас Абгаджава, отмечает, что у следствия нет оснований для объявления его подзащитного в розыск. По словам Абгаджавы, информация, на которой основано это решение, была ложной.
Уголовное дело против Коха было возбуждено в апреле 2014 года по обвинению в контрабанде. Основой для этого послужил инцидент с картиной, которую бывший вице-премьер России и экс-глава Госкомимущества пытался вывезти в Германию. По версии Федеральной службы безопасности, это было полотно известного советского художника Исаака Бродского, на котором якобы стояла его подпись. Кох же попытался вывезти картину, выдавая ее за работу неизвестного художника.
В аэропорту Шереметьево Коха остановили, картины лишили, однако ему разрешили улететь в Германию. Вскоре он написал в соцсети: «Поздравьте меня! Родина высоко оценила мой труд! Как раз когда я выехал по делам в Германию, против меня в России возбудили уголовное дело. Обвиняют — вы будете смеяться — в контрабанде. Спасибо хоть не в педофилии». Политик и бизнесмен дал понять, что возвращаться в Россию он не собирается и связывает преследование с своими оппозиционными взглядами.
Кох на протяжении многих месяцев повторял, что у него изъяли не имеющее ценности произведение, которое его жена приобрела еще в 90-е годы. Эксперты Центра Грабаря, исследовавшие полотно, признали его подделкой. Однако следственное управление ФСБ провело еще одну экспертизу, и те же специалисты заявили о подлинности картины. При этом никакой информации об источнике ее происхождения и предыдущих владельцах предоставлено не было. Кох и его защита утверждают, что установить автора картины так и не удалось.
Тем не менее, прошлой осенью ему заочно предъявили обвинение в контрабанде и попытке вывоза из России картины стоимостью 200 тысяч рублей. Кох был заочно арестован и объявлен в федеральный розыск.
Это не первое уголовное дело, касающееся Коха. В 1997 году он стал участником «книжного скандала», когда несколько авторов книги, включая Анатолия Чубайса и самого Коха, были обвинены в получении завышенного аванса в 90 тысяч долларов за ненаписанную книгу. Прокуратура Москвы возбудила дело, однако позже оно было закрыто.