Коммунистическая партия Китая объявила об окончании политики «одна семья — один ребенок»

Теперь все семьи в Китае смогут иметь возможность заводить двух детей. Этот закон существовал более трех десятилетий. «Чем нас больше, тем мы сильнее», — говорил председатель Мао. Действительно, рост рождаемости и продолжительности жизни соответствовал политике «Большого скачка», которую проводил Мао. Однако этот «Большой скачок» привел к масштабному голоду, и в 70-х годах Дэн Сяопин уже говорил о необходимости введения новой политики — «Одна семья – один ребенок». Убедить китайцев не рожать по-хорошему у Компартии не получилось.

После смерти Мао Цзэдуна был принят новый закон со своей системой наказаний и штрафов. В 1979 году стартовала реализация этой программы, которая затронула в первую очередь ханьцев, поскольку представители малых народов могли по-прежнему рожать столько, сколько им вздумается. Разные правила существовали для городов и для сельской местности: крестьянам разрешалось иметь двух детей при условии, что старший из них — девочка. В удаленных районах Китая в 70-80 годы существовала практика убийства новорожденных девочек, так как в хозяйстве требовались мужчины.

На деле существовало множество исключений: второго ребенка можно было заводить, если первый был инвалидом или если один из родителей был единственным ребенком в семье. Нарушителей карали ощутимыми штрафами. Этот процесс нередко включал в себя жесткий выбор: либо денежный штраф, либо аборт. В некоторых регионах существовала практика принудительных абортов по решению властей.

Демографическая политика действительно принесла свои плоды в области экономики. Однако негативные последствия были также немалозначительными. Жители Китая избавлялись от детей различными способами: либо убивая младенцев, либо делая аборты. Некоторые ездили рожать за границу — в Гонконг или в Россию, где не существовало штрафов за детей, появившихся на свет за границей. Разрыв между мужским и женским населением стал неуклонно расти, поскольку многие не желали рожать девочек.

В конце концов, политика начала смягчаться. Сначала запретили аборты на поздних сроках. В 2013 году ведомство, отвечавшее за планирование семьи, было упразднено, и его функции передали Минздраву. Это стало сигналом о том, что Китай готов отказаться от системы «Одна семья – один ребенок».

Программа «Одна семья – один ребенок» сыграла определенную роль в экономическом развитии Китая, как отметил заместитель директора Института стран Азии и Африки Андрей Карнеев. Модель «одна семья – один ребенок» привела к формированию совершенно нового поколения людей, — резюмировал заместитель директора Института Дальнего Востока Сергей Лузянин. Однако принятое решение вряд ли приведет к значительному демографическому росту, уверен директор Института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский.

Отказ от политики «одна семья – один ребенок» будет значим как для экономики самого Китая, так и для всего мира, считает профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев. В условиях возможного увеличения населения Китая России необходимо активнее развивать свой Дальний Восток, подчеркивает глава думского комитета по региональной политике, член фракции КПРФ Николай Харитонов.

Оцените статью
Ритм Москвы