Совет безопасности Нидерландов представил доклад, посвященный результатам расследования катастрофы малайзийского Боинга на востоке Украины. Согласно представленным данным, самолет был сбит ракетой из комплекса «Бук», однако уточнений о конкретных обстоятельствах не было.
Отчет был озвучен на военной авиабазе на юге Нидерландов, где в течение многих месяцев работали эксперты. Здесь собрались сотни журналистов, которые предварительно были проинструктированы о правилах поведения на режиме. Место проведения оказалось довольно необычным: огромный ангар был трансформирован в зал заседаний, где были показаны фрагменты упавшего самолета, из которых была частично реконструирована передняя часть борта MH17. Эксперты работали над восстановлением последних минут полета, и сразу бросалось в глаза, что в левой части, рядом с кабиной пилотов, находились многочисленные отверстия. Позже выяснилось, что это следы от взрыва боеголовки системы «земля-воздух» «Бук». В результате, множество мелких металлических частиц пронзили кабину, что привело к немедленному отделению её от основной части фюзеляжа. Пилоты погибнули мгновенно, в их телах обнаружили множество осколков ракеты, — отмечают эксперты. Что касается других пассажиров, вероятнее всего, они потеряли сознание через мгновение после катастрофы. Однако некоторые успели надеть кислородные маски. Специалисты почти уверены, что находившиеся на борту не успели понять, что с ними происходило.
В соответствии с итогами расследования, самолет был сбит ракетой серии 9М38. У экспертов пока нет обоснованного ответа на вопрос, относится ли это к устаревшей модели или к ракете 9М38M1. Специалисты также исключили ранее выдвинутые версии о ракетах типа «воздух-воздух» и обстреле с военного самолета. Все эти гипотезы опровергнуты доказательствами, включая записи самого момента взрыва и зафиксированный след от ракеты.
Как было сказано главой Совета Безопасности Нидерландов Тьиббе Йустрой, место запуска ракеты находилось на востоке Украины. «Мы исследовали траекторию полета ракеты и возможные позиции её запуска. Расчеты показывают, что ракета могла быть выпущена с территории площадью 320 квадратных километров на востоке Украины. Дальнейшее расследование необходимо для точного определения места запуска», — подчеркивает он.
Следует отметить, что на данный момент невозможно точно определить, кто контролировал территорию, откуда была запущена ракета. Отдельные разделы отчета содержат критику в адрес авиакомпании «Малазийские авиалинии», которая, по мнению экспертов, не учла риск использования высокоточного оружия. Также возникли вопросы к Украине, которая, по их словам, имела все основания закрыть своё воздушное пространство, но этого не сделала. Согласно отчету, в день трагедии над зоной конфликта пролетало более 15 самолетов, и в момент катастрофы в непосредственной близости находились три лайнера. В свете этих данных Совет безопасности Нидерландов призвал международные организации по гражданской авиации принять меры и пересмотреть правила полетов над территориями вооруженных конфликтов.
После представления отчета журналистам были вручены печатные копии, общим объемом почти 700 страниц. Этот же документ был предоставлен родственникам жертв катастрофы. Их собрали на базе до встречи с журналистами и провели специальный брифинг. После этого показали реконструкцию обломков разбившегося самолета, чтобы каждый из них смог сделать свои выводы о том, что произошло с их близкими.
Напомним, пассажирский Боинг, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился в июле прошлого года под Донецком. На борту находилось 298 человек. Официальный Киев обвинил в трагедии ополченцев. Россия неоднократно выражала недовольство относительно хода международного расследования, заявляя о его предвзятости. Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков подчеркивал, что результаты вызывают сомнения.
Далее концерн «Алмаз-Антей», занимающийся производством комплексов «Бук», раскрыл результаты второго натурного эксперимента, целью которого было установить причины катастрофы малайзийского Боинга. «Самолет действительно был сбит с помощью комплекса противовоздушной обороны «Бук», однако ракету, с которой это произошло, уже не используют в российской армии. Запуск был осуществлен из другой зоны, нежели те, что указывают западные эксперты», — подчеркивалось в ходе пресс-конференции.
Для подтверждения своих выводов «Алмаз-Антей» провел сложные и дорогостоящие исследования с использованием суперкомпьютера и создания множества математических моделей. Специалисты начали с проверки версии об обстреле из района поселка Снежное и рассчитали траекторию полета ракеты. В итоге было установлено, что точка взрыва находилась слева от кабины пилотов. У «Боинга» серьезно повреждены левая часть фюзеляжа, левое крыло и левый двигатель. Если бы ракета была выпущена из Снежного, поражающие элементы пробили бы корпус самолета и повредили правое крыло — объяснял советник генерального конструктора Михаил Малышевский.
Другие выводы «Алмаз-Антея» касаются типа ракеты, сбившей «Боинг». Специалисты заявляют, что это была не модель 9м38м1, а более старая – 9м38, использование которой российскими военными не имело места, так как эти ракеты должны были быть списаны ещё в 2011 году. Генеральный директор концерна Ян Новиков отмечает, что данные были уточнены благодаря натурным экспериментам. Чтобы исследовать разлет поражающих деталей, была проведена серия тестов с подрывом реальной зенитной ракеты у фюзеляжа самолета. У «Боинга» серьезно повреждена левая часть фюзеляжа, левое крыло и левый двигатель.
Каждый из этих аспектов является важной частью продолжающегося исследования, которое ставит множество вопросов и вызывает серьезные дискуссии по поводу точной причины катастрофы.