Согласно заявлению Минюста, организация «Голос» получала финансирование из-за рубежа и одновременно занималась политической деятельностью, не будучи зарегистрированной как иностранный агент. Материалы дела уже переданы в суд. За данное нарушение предусмотрен штраф до 500 тысяч рублей. Кроме того, на сумму до 300 тысяч рублей могут оштрафовать и главу организации, Лилию Шибанову, в отношении которой составлен административный протокол.
Заместитель исполнительного директора «Голоса» Григорий Мелканьянц выразил удивление по поводу претензий Минюста, отметив, что ассоциация в настоящее время внимательно изучает все обвинения. Адвокат ассоциации Рамиль Ахмедгалиев пояснил, что иностранным финансированием Минюст сочел премию Сахарова, присуждённую «Голосу» норвежскими правозащитниками. По словам Ахмедгалиева, Минюст не интересует, отказалась ли ассоциация от этих средств или нет.
Массовые проверки российских некоммерческих организаций начались несколько недель назад. Правозащитники указывали на давление, оказываемое на гражданское общество, в то время как власти утверждали о законности таких действий. Проверки стартовали в 20-х числах марта, прокуроры приходили в организации по всей стране — как в крупных, таких как Московская Хельсинкская Группа и Мемориал, так и в небольших региональных.
Примечательно, что прокурорские проверки иногда сопровождались съемочными группами телеканала НТВ, что вызывало удивление у проверяемых и наблюдателей. В прокуратуре отметили, что проверки были запланированы на первое полугодие текущего года и включали выборочные проверки НКО на основе анализа правоприменительной практики и состояния законности в регионах. В надзорном ведомстве также говорили о проверке организаций на экстремизм, в числе которых оказались общественные, религиозные, экологические и другие некоммерческие структуры.
Западные СМИ комментировали действия российских властей как политику закручивания гаек, обращая внимание на то, что перед проверками состоялась встреча Путина с представителями ФСБ, на которой были даны указания обратить внимание на организации, финансируемые из-за рубежа. В интервью ARD Путин утверждал, что российские НКО за четыре месяца получили около миллиарда долларов из-за границы.
Между тем представители некоммерческих организаций сообщали, что в ходе проверок изучали все аспекты их деятельности. В организации «Общественный вердикт», например, прокуроры интересовались учредительными документами, договорами с адвокатами и прочими бумагами. Хотя в целом правозащитники отмечали корректное поведение прокуроров, в некоторых случаях проверяющие делали странные заявления. Так, в одной из НКО женщина-инспектор якобы нервно кричала: «Вы что, хотите, чтобы меня включили в список Магнитского?» Информация о том, был ли получен на это ответ, отсутствует.
В законе об НКО отсутствует четкое определение «политической деятельности», что и повлияло на претензии Минюста к ассоциации «Голос», — отметил юрист Михаил Барщевский. Он добавил, что фактически любая борьба за права человека может рассматриваться как политическая деятельность, что подчеркивает необходимость четкой формулировки определений в законодательстве.