10 фильмов, которые Зигмунд Фрейд точно проанализировал бы в деталях

Издание Collider представило перечень фильмов, которые, вероятно, были бы одобрены Зигмундом Фрейдом. Хотя мы не можем утверждать это с полной уверенностью, влияние его теорий о бессознательном, влечениях, травмах и снах настолько велико, что многие киноленты словно созданы для психоаналитического анализа.

«Назад в будущее» (Back to the Future, 1985)
Режиссёр: Роберт Земекис
Этот фильм часто оказывается в фрейдистских подборках из-за одного из самых явных сюжетных поворотов в массовом кино: встреча главного героя с молодой версией своей матери. Ситуация, в которой Марти неосознанно занимает место отца, непосредственно связана с темой Эдипова комплекса — перепутанные роли, нежелательная привязанность, замешательство и необходимость восстановить «правильный» порядок семейных отношений. Дополняют сюжет мотивы вытеснения, тревоги и борьба между желанием и запретом, которые прекрасно считываются через комедийные, но психологически напряжённые сцены.

10 фильмов, которые Зигмунд Фрейд точно проанализировал бы в деталях0

Работа Земекиса — один из значительных фильмов 80-х, объединяющий фантастическую механику путешествий во времени с тёплым семейным сюжетом. Повествование о Марти и его попытках изменить своё прошлое, не разрушив будущее, стало классикой благодаря изящной драматургии, ярким персонажам и динамике, которая продолжает привлекать внимание и сегодня. Именно это сочетание делает фильм удобной основой для психологических и культурных интерпретаций — от семейной динамики до представлений о взрослении и самоидентификации.

«Психо» (Psycho, 1960)
Режиссёр: Альфред Хичкок
Сюжет о Нормане Бейтсе стал одним из самых частых примеров для обсуждения фрейдистских тем в кино. Основная идея — разрушительная зависимость сына от матери, в которой переплетаются страх, любовь, вина и подавленные желания. Нарушенные границы, фиксация на родительской фигуре, неразрешённые утраты и попытки сохранить контроль через образ матери — всё это создает мрачный психологический узел, который легко укладывается в рамки классического психоаналитического анализа.

Хичкок строит фильм как медленное погружение в расщеплённую психику человека, чья внешняя скромность скрывает хаотичный внутренний мир. «Психо» стал не просто триллером, а культурным ориентиром: здесь впервые так остро соединились темы двойственности, насилия, семейной травмы и неосознаваемых влечений. Благодаря этой многослойности фильм продолжает восприниматься не только как жанровая классика, но и как одно из самых проницательных произведений о хрупкости человеческой идентичности.

«Бешеный бык» (Raging Bull, 1980)
Режиссёр: Мартин Скорсезе
Сюжет о Джейке ЛаМотте часто анализируется через призму фрейдистских понятий, включая конфликт желания и идеализации, известный как динамика «Мадонны–блудницы». Пока герою кажется, что женщина недоступна, он возносит её на пьедестал. Однако, когда партнёрша становится частью его реальной жизни, возникают ревность, подозрения и агрессия: внутренний страх смешивается с влечением, а попытка удержать контроль превращается в источник разрушительного поведения.

    124
Источник
Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы