Похороны в России: спустя какое время русские производили захоронение усопших

Похороны на Руси: через какое время русские закапывали умерших

Мало что известно о том, как проходили похороны славян на Древней Руси. Мы можем делать выводы только на основе археологических находок, а информацию о сроках получаем из литературных источников, описывающих разнообразные обычаи древних славян.

Например, арабский путешественник ибн Фадлан, посетивший Волгу в IX веке, столкнулся с древними русами и присутствовал на погребении богатого князя. В своих записях он упоминает, что покойника хоронили поэтапно. Сначала его закапывали в землю в той одежде, в которой он скончался, и накрывали крышей. Вероятно, это делалось для того, чтобы тело дольше сохранялось. Покойник оставался в земле 10 дней, в течение которых для него шили новую одежду. Девушку, согласившуюся быть убитой на похоронах, держали под замком и поили дурманом. Для погребения строили корабль (ладью), на котором устанавливали палатку с ложем.

Спустя 10 дней русы снимали деревянную крышу могилы и извлекали почерневшее тело. Его облачали в роскошные одежды, включая шаровары, гетры, сапоги, куртку, парчовый кафтан с золотыми пуговицами, а на голову надевали шапку из парчи и соболя. Затем мертвеца переносили в палатку, где его усаживали на ложе и окружали яствами и оружием. Здесь же приносили в жертву собаку, а также двух лошадей, двух быков, петуха и курицу. После этого в палатку приводили девушку, совокуплялись с ней над трупом, а затем ее задушивали и одновременно убивали.

.

Другие мужчины стояли вокруг корабля и били в щиты, чтобы заглушить крики девушки и защитить других девушек. После этого корабль с трупами сжигали, а сверху насыпали холм, на котором устанавливали хаданг с именем вождя.

Таким образом, от момента смерти вождя русов до его вознесения в рай проходило 10 дней.

Существует мнение, что такой способ похорон был более характерен для скандинавов. Однако ибн Фадлан ясно указывает, что встреченные им люди были русами и связывает их со славянами, проживающими в Киеве. Можно предположить, что он столкнулся не с полянами, а именно с русами — славянским племенем, обитавшим на южном берегу Балтийского моря, то есть на территории современной Германии.

У полян покойников хоронили сразу. Например, когда войско великого князя Святослава в 971 году потерпело поражение от ромеев под Доростолом, русы ночью вышли в поле, чтобы собрать погибших. При свете луны они немедленно разжигали костры, в которых сжигали тела убитых, и приносили в жертву пленников, младенцев и петухов, топя их в водах Дуная, как описывает Александр Васильевич Терещенко в книге «Быт русского народа».

Вероятно, у различных славянских племен существовали разные сроки и обычаи погребения.

Казалось бы, после крещения Руси князем Владимиром, должно было бы установиться трехдневное погребение. Однако этого не произошло. Правда, погребать стали более или менее однообразно, взяв за образец византийский обряд, когда тело покойника помещали в гроб (корсту) и закапывали в землю.

Покойника обмывали, одевали в чистую одежду, священник произносил молитву, а затем с телом распорядились по-разному: иногда хоронили в день кончины до захода солнца (возможно, переняв этот обычай у язычников) или оставляли лежать несколько дней.

Обычай хоронить, когда солнце высоко, объясняли тем, что покойник в последний раз должен его увидеть, ведь в следующий раз он его увидит нескоро — лишь по воскресении.

.

Когда в 1123 году в Чернигове скончался князь Давид, его внесли в храм Бориса и Глеба, чтобы отпеть и сразу похоронить, но епископ Феоктист, осознав, что гроб еще не готов, решил отложить похороны на следующий день, сославшись на то, что «солнце уже заходит».

И тут произошло чудо: время шло, а солнце не садилось. Удивившись этому, Феоктист восхвалил Бога и велел работникам готовить каменный гроб. И лишь тогда, когда каменный свод могилы был установлен на надлежащее место, солнце скатилось за горизонт.

В конце XV века однодневное погребение стало нормой. Митрополит Филипп отказывался проводить похороны князя Юрия, брата Ивана III, мотивируя это тем, что если он не похоронен в день кончины, то и смысла нет. И действительно — по какой-то причине тело Юрия пролежало в храме четыре дня. Василию III пришлось вмешаться лично, чтобы тело брата было предано земле.

Терещенко свидетельствует, что в XVI веке русские хоронили покойников на третий день, отчитывая над ними псалмы и «обвивая» голову полотном. Это происходило без излишней пышности.

Наталья Аркадьевна Четырина в статье «Срок похорон в конце XVIII – в начале XIX вв.» приводит данные, согласно которым в XVI—XVII веках знатных покойников оставляли в храмах на 8 дней, а хоронили на 9-й день.

.

Анализ метрических книг показывает, что начиная с XI века и по XVI половину покойников хоронили в тот же день или на следующий. Так были погребены князья Всеволод Ярославич и Андрей Владимирович (XI век), князь Юрий Долгорукий (XII век), Иван Калита (XIV век), царь Михаил Федорович (XVII век) и патриарх Адриан (1700 год).

В 1704 году император Петр Великий издал указ, согласно которому погребать умерших разрешалось лишь на третий день, когда признаки смерти становились очевидными. Тем не менее вплоть до XX века народ поступал по-своему.

Русский духовный писатель Сергей Васильевич Булгаков отмечал, что простые люди «по давней привычке» не хотят держать у себя тела умерших, иногда хоронят их без спросу, без отпевания и раньше положенного срока.

Согласно данным метрических книг Сергиева Посада за 1780—1812 годы, в первый день горожане хоронили почти 50% умерших, на второй – 36%, на третий около 10%, при этом две трети умерших детей погребали в этот же день

Источник: russian7.ru

Оцените статью
Ритм Москвы