Почему гвоздики в СССР стали «цветами смерти»
Язык цветов существует более ста лет и обладает особыми чертами в каждой культуре. Некоторые из этих черт могут вызывать недоумение у иностранцев. Например, традиция в России составлять траурные букеты из четного количества цветов может удивить зарубежных гостей. В России красная гвоздика воспринимается как цветок скорби, тогда как в Европе она олицетворяет страстную любовь, согласно книге «Тайный язык любовной переписки» Мэри Уортли Монтегю, изданной в 1763 году.
В православной русской культуре не было принято приносить цветы и венки на могилы. Букеты траурных цветов являются отголосками языческих жертвоприношений, которые сохранились в западной традиции. Понимание того, какие цветы подходят для похорон, пришло к нам из Европы. В 1889 году Святейший Синод запретил использование венков на похоронах в попытке избавиться от этих языческих остатков.
Тем не менее, церковь не возражает против живых цветов, посаженных на могиле. В нашей светской жизни церковные предписания уступили место обычаям, и цветы на кладбищах стали частью повседневного быта. При выборе траурного букета важно помнить о четном количестве цветов. Это, вероятно, связано с тем, что четные числа символизируют завершение и окончание, в данном случае — завершение жизни.
В названии этого цветка слышится «гвоздь». Это не случайно. В немецком языке название этого цветка также звучит похоже на слово «гвоздь» (Nelken (гвоздика) – Nagel). Европейцы полагали, что аромат гвоздики похож на запах известной пряности с таким же названием. А высушенные плоды гвоздичного дерева действительно напоминают маленькие гвозди. Отсюда и путаница, которая перешла в русский язык.
Гвоздь в средневековом восприятии — символ казни Христа, а алый — цвет крови. Таким образом, алая гвоздика с древних времен считалась символом Страстей Христовых. На картинах эпохи Возрождения можно увидеть изображения Мадонны с Младенцем, играющим гвоздикой («Мадонны» Леонардо, Ханса Шпрингинклее и других). Поэтому храмы на Пасху украшались гвоздиками. В конце XIX века, когда стали популярными рабочие маевки, гвоздика стала символом рабочего движения. Причина этого кроется в переносе смыслов: 1 мая в большинстве европейских стран с давних времен празднуется как день весны, и все рабочие получали выходной, который использовали для революционных собраний. Поскольку 1 мая часто совпадает с Пасхой, активисты рабочего движения, отправляясь на тайные собрания, использовали гвоздику как пароль. Кроме того, красный цвет стал ассоциироваться с кровью, пролитой за рабочие идеалы.
Когда марксистские группы начали распространяться в России, цветок гвоздики стал символом революции и у нас.
После октября 1917 года именно с цветами гвоздики стали хоронить первых «мучеников» за идею. Если в Европе это значение гвоздики почти забыто, то у нас она по-прежнему используется в траурных венках и букетах как символ мужества.
Кроме гвоздики, для составления погребальных букетов активно используются и другие цветы.
Каллы. В Европе этот цветок прочно ассоциируется со смертью, и это значение пришло к нам. Возможно, это связано с тем, что белый цвет в Средние века был цветом траура французских королей. Изысканная аристократичность каллы, вероятно, навевала определенные ассоциации придворным.
Белые хризантемы. В Японии этот цветок, который «держится» в садах до первого снега, ассоциируется с мужеством принятия неизбежной смерти. Это значение сохранилось и в Европе. Во многих странах хризантема является символом глубокой печали. В Франции, Италии и Англии из хризантем делают погребальные венки и букеты.
Мак. Этот цветок в древней Греции был посвящен богам сна (Морфею) и смерти (Танатосу). Это объясняется тем, что отвар из мака приносил забвение, покой, а иногда и смерть. Считалось, что алые маки появляются на полях сражений. Поэтому греки украшали венками из мака могилы и скульптуры богов, связанных с заупокойным культом.
Гиацинты и анемоны. Символика этих цветов как траурных также восходит к древней Греции. Анемоны, согласно мифологии, покрывали поля загробного царства Аида. Гиацинт был прекрасным юношей, любимцем бога Аполлона. Однажды, во время состязаний по метанию диска, Аполлон случайно убил Гиацинта. Там, где пролилась кровь юноши, выросли прекрасные цветы.
Вечнозеленые растения. С давних времен для создания траурных венков используются ветви вечнозеленых растений — сосны, ели и кипариса. Они напоминают о бессмертии души.
Независимо от того, какие цветы будут выбраны для траурного букета — те, что считаются символом смерти, или другие — важно учитывать цветовую гамму. Символика цвета не менее важна, чем язык цветов. Главное — не создавать чрезмерно яркие букеты и не превращать похороны в «цветочный фестиваль»
Источник: russian7.ru