«Обезглавленный» Генштаб СССР: какая трагедия произошла в Югославии в 1964 году
Крушение пассажирского самолета, произошедшее 19 октября 1964 года, можно с уверенностью назвать одной из самых «высокопрофильных» катастроф в истории СССР. В тот день погибли один маршал и пять генералов. Это и стало причиной появления версии о возможном террористическом акте.
Высокопрофильная делегация
На 20 октября 1964 года в Белграде были запланированы торжества, приуроченные к 20-летию освобождения современного центра Сербии, который в то время был столицей Югославии, от немецких оккупантов. 19 октября в Белград вылетела делегация высшего командования. Среди ее участников был маршал Сергей Бирюзов, начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР, который в годы Великой Отечественной войны принимал участие в освобождении Югославии. Следует отметить, что после катастрофы югославский лидер Иосип Броз Тито посмертно присвоил Бирюзову звание Народного героя.
Помимо маршала Бирюзова, в состав делегации входили: генерал-полковник, начальник Военной академии бронетанковых войск Владимир Жданов; генерал-лейтенант, заместитель начальника Военной академии имени Фрунзе Николай Шкодунович; генерал-лейтенант запаса Иван Кравцов; генерал-майор в отставке Леонид Бочаров; генерал-майор, заведующий Административным отделом ЦК КПСС Николай Миронов; подполковник, адъютант начальника Генерального штаба Григорий Шелудько и другие. Таким образом, на борту пассажирского самолета Ил-18 находились маршал и 5 генералов, не считая других высокопрофильных делегатов и членов экипажа. В общей сложности на борту, по различным данным, находилось до 33 человек.
Столкновение с горой
Судя по всему, самолет Ил-18 был выбран для перевозки членов делегации в Белград не случайно. По словам генерал-полковника Николая Каманина, всего за неделю до трагедии на этом же самолете прибыли на космодром «Байконур» космонавты Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров, приземлившиеся 13 октября 1964 года на корабле «Восход-1». Более того, Сергей Бирюзов был куратором программы пилотируемых полетов. Некоторые считают, что его гибель оказала негативное влияние на советскую космическую программу. Это обстоятельство стало причиной множества слухов о том, что авиакатастрофа, унесшая жизнь Бирюзова, могла быть спланированной.
На первых порах ничего не предвещало беды: самолет находился в исправном состоянии, экипаж был опытным, а метеоусловия благоприятными. Полет проходил без происшествий. Проблемы начались лишь при посадке. Как упоминает А.П. Коваленко в издании «Главкомы РВСН и космических войск», Ил-18 разбился, столкнувшись с горой Авала неподалеку от Белграда. При столкновении самолет взорвался, не оставив пассажирам и членам экипажа никаких шансов на спасение. Согласно одной из версий, погода во время посадки ухудшилась. Пилот сообщил об этом Сергею Бирюзову, добавив, что следует искать место для посадки на другом аэродроме. Однако, как утверждает историк спецслужб Геннадий Соколов, маршал, не желавший задерживаться на празднике, распорядился о посадке.
Причины трагедии
Геннадий Соколов, описывая крушение, в первую очередь акцентирует внимание на шторме, разразившемся во время посадки. Неудивительно, что среди самых распространенных версий о причинах авиакатастрофы оказались неблагоприятные метеорологические условия, которые не позволили пилотам правильно сориентироваться и осуществить посадку. Однако Алексей Богомолов, автор книги «Легенды первых лиц СССР», называет основной причиной аварии ошибку членов экипажа. Действительно, было установлено, что Ил-18 отклонился от курса и находился ниже глиссады (траектория, по которой снижается летательный аппарат). Именно поэтому самолет и столкнулся с невысокой одиночной горой, до вершины которой оставалось 180 метров.
Тем не менее, поскольку на борту находились представители высшего командования, включая маршала Бирюзова, многие придерживаются мнения, что катастрофа стала следствием настоящего террористического акта. Якобы осуществить этот замысел было не сложно, используя гору Авала на подходе к аэропорту, установив на ней соответствующее оборудование и оружие. Однако данная теория не имеет убедительных доказательств, кроме того факта, что все пассажиры и члены экипажа Ил-18 действительно погибли. Впрочем, даже сегодня в этой истории остается больше вопросов, чем ответов. Например, до сих пор точно не известно, сколько человек находилось на борту в тот день. В источниках упоминаются как 11, так и 17, 18 и 20 человек. Некоторые авторы говорят о 33 жертвах крушения.
Источник: russian7.ru