«Обезглавленный Генштаб СССР»: как ушли из жизни маршал и пять генералов в 1964 году

«Обезглавленный Генштаб СССР»: как погибли маршал и 5 генералов в 1964 году

Крушение пассажирского самолета, произошедшее 19 октября 1964 года, можно с уверенностью назвать одной из самых «высокопрофильных» катастроф в истории СССР. В этот день погибли маршал и пятеро генералов, что стало причиной появления версии о возможном террористическом акте.

Высокопрофильная делегация

На 20 октября 1964 года в Белграде были запланированы празднования, посвященные 20-летию освобождения столицы Сербии, которая на тот момент была столицей Югославии, от немецких оккупантов. 19 октября в Белград выехала делегация высшего командования, среди которой находился маршал Сергей Бирюзов, начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР, принимавший участие в освобождении Югославии во время Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что после катастрофы югославский лидер Иосип Броз Тито посмертно наградил Бирюзова званием Народного героя.

В делегацию, помимо маршала Бирюзова, также входили: генерал-полковник, начальник Военной академии бронетанковых войск Владимир Жданов; генерал-лейтенант, заместитель начальника Военной академии имени Фрунзе Николай Шкодунович; генерал-лейтенант запаса Иван Кравцов; генерал-майор в отставке Леонид Бочаров; генерал-майор, заведующий Административным отделом ЦК КПСС Николай Миронов; подполковник, адъютант начальника Генерального штаба Григорий Шелудько и другие. Таким образом, на борту пассажирского самолета Ил-18 находились маршал и 5 генералов, не считая других высокопрофильных делегатов и членов экипажа. Всего, по различным данным, на борту находилось до 33 человек.

Столкновение с горой

Скорее всего, самолет Ил-18 для транспортировки делегатов в Белград был выбран не случайно. По словам генерал-полковника Николая Каманина, всего за неделю до трагедии на этом же самолете прибыли на космодром «Байконур» космонавты Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров, которые 13 октября 1964 года приземлились на корабле «Восход-1». Более того, Сергей Бирюзов был куратором программы пилотируемых полетов. Смерть Бирюзова, по мнению некоторых, негативно сказалась на советской космической программе, что породило слухи о том, что авиакатастрофа, унесшая жизнь Бирюзова, была спланирована.

На самом деле, в начале полета ничего не предвещало беды: самолет был в исправном состоянии, экипаж имел большой опыт, а метеоусловия были подходящими. Полет прошел гладко, но проблемы начались при посадке. Как отмечает А.П. Коваленко в издании «Главкомы РВСН и космических войск», Ил-18 разбился, столкнувшись с горой Авала близ Белграда. При столкновении самолет exploded, что не оставило пассажирам и членам экипажа шансов на спасение. Согласно одной из версий, погода при посадке ухудшилась. Пилот сообщил об этом Сергею Бирюзову, добавив, что место для посадки нужно искать на другом аэродроме. Однако, по словам историка спецслужб Геннадия Соколова, маршал, не желая опаздывать к празднику, приказал осуществлять посадку.

Причины трагедии

Геннадий Соколов при описании крушения в первую очередь указывает на шторм, разразившийся во время посадки. Неудивительно, что среди наиболее распространенных теорий о причинах авиакатастрофы оказались неблагоприятные метеорологические условия, помешавшие пилотам правильно сориентироваться и произвести посадку. Тем не менее Алексей Богомолов, автор книги «Легенды первых лиц СССР», утверждает, что главной причиной аварии была ошибка экипажа. Действительно, было установлено, что Ил-18 отклонился от курса и находился ниже глиссады (траектории, по которой снижается летательный аппарат). Именно поэтому самолет и столкнулся с низкой одиночной горой, до вершины которой оставалось 180 метров.

Между тем, учитывая, что на борту самолета находились представители высшего командования, включая маршала Бирюзова, многие уверены, что авария была результатом террористического акта. Якобы реализовать этот замысел было довольно просто, используя гору Авала на подходе к аэропорту, установив на ней необходимое оборудование и оружие. Однако эта теория не имеет серьезных доказательств, кроме факта, что все пассажиры и члены экипажа Ил-18 погибли. Впрочем, даже сегодня остается больше вопросов, чем ответов в этой истории. Например, до сих пор точно неизвестно, сколько человек находилось на борту в тот день. В источниках упоминается как 11, так и 17, 18 и 20 человек. Некоторые авторы говорят о 33 жертвах крушения.

Источник: russian7.ru

Оцените статью
Ритм Москвы