Могила Чингисхана: причины, по которым невозможно обнаружить место захоронения великого полководца

Могила Чингисхана: почему невозможно отыскать захоронение великого завоевателя

По монгольским народным верованиям, захоронение великого завоевателя Чингисхана расположено на территории Хэнтийского (Хэнтэйского) аймака, находящегося на северо-востоке Монголии. На подступах к горе Бурхан-Халдун, приблизительно в 160 км от Улан-Батора, находится особое место, доступ к которому долгое время был закрыт и называется «Их хориг» на монгольском языке. Иностранные археологи смогли посетить его только в 1980-х, но вскоре их поиски могилы Чингисхана были приостановлены.

Разные народы создали множество мифов и преданий о месте захоронения великого завоевателя, который умер в 1227 году. Однако большинство монголов уверены, что он покоится у священной горы. Об этом написал кандидат философских наук Федор Петров в своей статье «Бурхан-Халдун: экзистенциальный опыт Темучжина», опубликованной в «Вестнике Челябинского государственного университета» (том 10, № 1 за 2004 г.).

Гора Бурхан-Халдун была священным местом для монголов задолго до рождения Чингисхана. Согласно легенде, именно на ее священных склонах, у истока реки Онон, жили предки всех монголов: Борте-Чино и Гоа-Марал. Здесь же легендарная прародительница Чингисхана Алан-гоа встретила своего будущего мужа Добун-Мергана.

Учитывая священное значение Бурхан-Халдун, монголы обращались к божествам – защитникам этой горы, как к своим покровителям. Уже в середине X века здесь находился культовый центр кочевого народа.

Кстати, само название «Бурхан-Халдун» Ф.Н. Петров интерпретирует как «Скала богов» или «Священный пик».

Неудивительно, что монгольские предания связывают духовное становление великого завоевателя с этой горой. Темучжин – еще не Чингисхан – укрывался на этой горе от преследователей из племени меркитов. Тогда ему угрожала неминуемая смерть, но духи горы надежно скрыли его от врагов. Будущий основатель великой империи осознал, что божества горы Бурхан-Халдун на его стороне, и спустя много лет он повелел похоронить себя именно здесь, в родных местах.

Одно из многочисленных преданий о могиле Чингисхана утверждает, что он выбрал для своего упокоения раскидистое зеленое дерево, растущее на склоне священной горы.

Большинство исследователей считает, что Бурхан-Халдун – это одна из вершин хребта Хэнтэй. Скорее всего, речь идет о горе, которая сейчас называется Хэнтэй-Хан-Уул, ее высота составляет 2362 метра над уровнем моря.

Несмотря на значительный интерес археологов из разных стран, власти Монголии не допускают научные экспедиции в этот район. В 1992 году здесь был создан заповедник «Хан-Хэнтий», территория которого строго охраняется.

Советско-монгольская историко-культурная экспедиция была основана в 1969 году. В течение последующих 20 лет российские археологи проводили свои исследования на территории братской МНР. В 1990 году эта работа прекратилась в результате ухудшения дипломатических отношений между двумя странами. Лишь в 1980-е годы отечественные ученые начали более активно исследовать средневековые захоронения, относящиеся к «периоду Чингисхана».

Известный монголовед, доктор исторических наук Прокопий Коновалов описал эти раскопки в своей статье «Средневековые погребальные памятники Монголии и вопросы раннемонгольской археологической культуры», опубликованной в журнале «Известия лаборатории древних технологий» (том 13, № 4 за 2017 г.). И хотя нет достоверных данных о том, что советские археологи искали именно могилу Чингисхана, вряд ли исследователи совсем не задумывались о возможности такой находки, изучая захоронения монгольской знати XII-XIV веков.

Тем не менее, подобные исследования в самой Монголии практически не проводятся. Так, П.Б. Коновалов в своей статье открыто выразил недовольство по поводу нехватки материалов о средневековых захоронениях кочевников в научных работах местных специалистов.

Некоторые ученые полагают, что монголы сознательно избегают исследований в этой области. А отдельные авторы даже предполагают, что местные коллеги мешают иностранным археологам в поисках могилы Чингисхана. Например, подобное мнение высказал кандидат исторических наук Павел Котов в своей статье «Проказы монгольских археологов», опубликованной в журнале «Вокруг света» в феврале 2009 года.

«Создается впечатление, что монголы просто-напросто вводят иностранных археологов в заблуждение. Поддерживая их ложные предположения и позволяя раскопки в местах, где захоронения заведомо нет, они, возможно, реализуют свои собственные археологические проекты», – отметил П.Л. Котов.

Он считает, что монгольские исследователи мечтают сами обнаружить могилу великого завоевателя, чтобы не делить научные лавры с иностранцами. В то же время другие авторы уверены, что причина препятствий, которые местные ученые и власти ставят иностранным археологам, заключается в Великом запрете. Потомки кочевников до сих пор почитают память Чингисхана, стараясь не потревожить его покой.

После похорон правителя обширная территория вокруг могилы была закрыта для посещения под угрозой смерти. Место захоронения охраняла группа элитных воинов от любопытных путников и случайных зевак. Даже после создания МНР, когда коммунистическая идеология развенчала культ личности Чингисхана, окрестности горы Бурхан-Холдун оставались запретной зоной.

В одном иностранном издании 24 июля 2017 года была опубликована статья журналистки Эрин Крейг «Почему могилу Чингисхана невозможно найти». Она отметила, что монголы не желают, чтобы иностранцы беспокоили прах их великого правителя, к памяти которого они относятся с большим уважением.

По словам Эрин Крейг, окрестности горы Бурхан-Халдун долгое время были открыты только для потомков Чингисхана. В настоящее время это особо охраняемая зона – заповедник «Хан-Хэнтий», где фактически запрещены любые раскопки.

Профессор Лейпцигского университета Йоханнес Шуберт проводил раскопки в Монголии в 1961 году. Ему удалось найти остатки храма, построенного в XIII веке, но на этом его исследования завершились.

Как указал П.Л. Котов, причиной прекращения исследований стал запрет правительства МНР, которое в то время не одобряло научную деятельность, связанную с Чингисханом. Возможно, это связано с тем, что раскопки противоречили коммунистической идеологии и могли вызвать осложнения в отношениях с «большим братом» – советским руководством.

Лишь в конце 80-х годов XX века, на закате эры социализма, иностранные археологи получили возможность проникнуть в запретную зону. В то время как Советско-монгольская историко-культурная экспедиция прекратила свою работу, на северо-восток страны потянулись японские и американские исследователи.

Например, в 1990 году японцы исследовали территорию у восточных предгорий Хэнтэйского хребта с помощью современных технических средств. Проект назывался «Три реки», поскольку археологические изыскания происходили в междуречье Онона, Керулена и Туула. Могилы Чингисхана там не нашли, но были обнаружены многочисленные захоронения, относящиеся к бронзовому веку.

В 2001 году японцы вновь посетили Монголию. В рамках проекта «Новый век» на территории Дорнод аймака, в еще одном предполагаемом месте захоронения Чингисхана, работали сотрудники университета Кокугакуин и ученые из Ниигаты. Снова безрезультатно.

Параллельно с японцами свои раскопки проводил профессор Чикагского университета Джон Вудс, в аймаке Хэнтэй он выявил средневековый могильник, в котором находились представители кочевой знати. Однако после нескольких лет кропотливой работы выяснилось, что эти захоронения не имеют отношения к Чингисхану.

Деятельностью американцев были недовольны местные жители, которые начали обращаться к руководству Монголии с жалобами, что иностранные исследователи разъезжают по священной земле на автомобилях и оскверняют прах их предков. Кроме того, в 2005 году в Хэнтэйском аймаке началась засуха, сопровождавшаяся нашествием вредителей, что суеверные монголы восприняли как дурной знак. Экспедиция была свернута из-за недовольства местного населения.

Больше иностранцам не разрешали входить в священные места. Эрин Крейг считает, что таким образом власти Монголии продемонстрировали всему миру, что, отказавшись от коммунистической идеологии, они взяли на себя ответственность за сохранение исторической памяти.

В книге «Знаменитые загадки истории» (Харьков 2014 г.), написанной в сотрудничестве с коллективом авторов под руководством публициста Валентины Скляренко, говорится, что могилу Чингисхана ищут по трем причинам: одни желают узнать правду; другие стремятся к личной славе; третьи надеются обнаружить ценности и древние артефакты. И только сами монголы, как и их предки, не хотят тревожить вечный сон правителя.

«В том, что великий полководец завещал сынам сохранить в тайне свое последнее пристанище, также в немалой степени виновата политика. Чингисхан прекрасно понимал, что многие могильники осквернялись не только ради легкой наживы, но и с целью ритуального оскорбления древнейших царских родов», – говорится в книге «Знаменитые загадки истории».

Осквернение могил – серьезное преступление, согласно верованиям монголов и многих других народов. Якобы потомки Чингисхана не только прогнали по захоронению табун лошадей и уничтожили всех, кто знал это место, но и намеренно распускали ложные слухи, чтобы запутать врагов, стремившихся надругаться над могилой завоевателя.

Как отметил кандидат философских наук Федор Петров, среди жителей Монголии распространены предания о том, что людей, случайно подошедших к месту погребения Чингисхана, останавливает некая мистическая сила, надежно охраняющая покой усопшего.

А кандидат исторических наук П.Л. Котов считает, что монголы тщательно оберегают могилу легендарного правителя не столько ради защиты от возможных грабителей, сколько для сохранения останков в целости. Ведь, согласно местным поверьям, только в этом случае дух великого хана сможет вернуться в наш мир, воплотившись в одном из его потомков. Напротив, реинкарнация не произойдет, если место захоронения будет нарушено.

Противоположную точку зрения высказывают другие авторы. Они утверждают, что монголы не желают возвращения воинственного правителя, опасаясь его гнева, который может привести к разрушениям, если потревожить захоронение.

А журналистка Крейг считает, что причина Великого запрета – глубокое уважение к памяти Чингисхана, и монголы просто не хотят нарушать его последнюю волю

Источник: russian7.ru

Оцените статью
Ритм Москвы