Крушение Ил-18 в 1964 году: загадка самой «влиятельной» авиакатастрофы в истории Советского Союза

Крушение Ил-18 в 1964 году: загадка самой «высокопоставленной» авиакатастрофы в истории СССР

Авария пассажирского самолета, произошедшая 19 октября 1964 года, может быть уверенно названа одной из самых «высокопоставленных» трагедий в истории СССР. В тот день погибли один маршал и пять генералов, что стало основанием для появления версии о террористическом акте.

Высокопрофильная делегация

На 20 октября 1964 года в Белграде были запланированы торжества, посвященные 20-летию освобождения нынешней столицы Сербии, тогдашней столицы Югославии от немецких захватчиков. 19 октября делегация представителей высшего командования вылетела в Белград. В её состав входил маршал Сергей Бирюзов, начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР, который во время Великой Отечественной войны участвовал в освобождении Югославии. Следует отметить, что после трагедии югославский лидер Иосип Броз Тито посмертно присвоил Бирюзову звание Народного героя.

Кроме маршала Бирюзова, в делегацию входили: генерал-полковник, начальник Военной академии бронетанковых войск Владимир Жданов; генерал-лейтенант, заместитель начальника Военной академии имени Фрунзе Николай Шкодунович; генерал-лейтенант запаса Иван Кравцов; генерал-майор в отставке Леонид Бочаров; генерал-майор, заведующий Административным отделом ЦК КПСС Николай Миронов; подполковник, адъютант начальника Генерального штаба Григорий Шелудько и другие. Таким образом, на борту пассажирского самолета Ил-18 находились маршал и 5 генералов, не считая других высокопоставленных делегатов и членов экипажа. Всего на борту, согласно различным данным, было до 33 человек.

Столкновение с горой

Скорее всего, самолет Ил-18 был выбран для транспортировки членов делегации не случайно. По словам генерал-полковника Николая Каманина, всего за неделю до трагедии на этом же самолете прибыли на космодром «Байконур» космонавты Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров, приземлившиеся 13 октября 1964 года на корабле «Восход-1». Более того, Сергей Бирюзов являлся куратором программы пилотируемых полетов. Смерть Бирюзова, по мнению некоторых, негативно сказалась на советской космической программе, что породило множество слухов о том, что авиакатастрофа, прервавшая жизнь Бирюзова, была спланирована.

На самом деле, вначале ничего не предвещало беды: самолет находился в исправном состоянии, экипаж был опытным, а погодные условия подходящими. Полет прошел успешно. Проблемы начались лишь во время посадки. Как сообщает А.П. Коваленко в издании «Главкомы РВСН и космических войск», Ил-18 разбился, врезавшись в гору Авала, расположенную неподалеку от Белграда. При столкновении самолет взорвался, не оставив пассажирам и членам экипажа ни единого шанса на выживание. По одной из версий, погода при посадке ухудшилась. Пилот сообщил об этом Сергею Бирюзову и добавил, что придется искать другое место для посадки. Однако, согласно мнению историка спецслужб Геннадия Соколова, маршал, не желая опаздывать на праздник, приказал выполнить посадку.

Причины трагедии

Геннадий Соколов, описывая крушение, в первую очередь указывает на шторм, разразившийся во время посадки. Неудивительно, что среди самых распространенных версий причин авиакатастрофы оказались метеорологические условия, которые помешали пилотам правильно сориентироваться и осуществить посадку. Однако Алексей Богомолов, автор книги «Легенды первых лиц СССР», утверждает, что главной причиной аварии стала ошибка членов экипажа. Действительно, было установлено, что Ил-18 отклонился от курса и находился ниже глиссады (траектория, по которой снижается летательный аппарат). Именно это и стало причиной столкновения с невысокой одиночной горой, до вершины которой оставалось 180 метров.

Тем временем, поскольку на борту самолета находились представители высшего командования, включая маршала Бирюзова, многие убеждены, что авария была результатом настоящего террористического акта. По слухам, осуществить такой замысел было несложно, используя гору Авала на подходе к аэропорту, установив на ней соответствующее оборудование и оружие. Однако эта теория не имеет серьезных доказательств, кроме того, что все пассажиры и члены экипажа Ил-18 действительно погибли. Впрочем, даже сейчас в этой истории остается больше вопросов, чем ответов. Например, до сих пор точно неизвестно, сколько человек находилось на борту того дня. В источниках упоминается как 11, так и 17, 18 и 20 человек. Некоторые авторы говорят о 33 жертвах крушения.

Источник: russian7.ru

Оцените статью
Ритм Москвы