Каких женщин на самом деле выбирали чукчи для создания семьи

Каких женщин на самом деле чукчи выбирали себе в жёны

В России существует множество мифов и забавных рассказов о чукчах. Загадочные обитатели тундры привлекают внимание ученых, так как эти оленеводы и охотники адаптировались к экстремальным природным условиям. Прежде всего, исследователей поражает стойкость и сила духа чукотских женщин. Например, среди них не принято стонать во время родов, а тем более – прибегать к помощи повитухи.

Дородная и крепкая

Известный этнограф Владимир Германович Богораз провел значительное время в Заполярье, изучая местные традиции и обычаи. В первой части своей научной работы «Чукчи», опубликованной в Москве в 1934 году, он подробно описал социальную структуру этого народа.

«Роды у чукотских женщин проходят легко. Обычай строго запрещает чукчанкам стонать при родах или вообще проявлять страдания вслух. Также не допускается помощь других женщин. Женщина, родив, сама выполняет все необходимые действия для себя и новорожденного. Она сама обрезает пуповину и выбрасывает плаценту», – отметил В.Г. Богораз.

Дело в том, что суровые условия жизни на стойбище практически исключают возможность медицинской помощи. По крайней мере, так было на протяжении многих столетий. Среди чукчей высоко ценились такие женские качества, как выносливость, дородность и плодовитость. А широкие тазовые кости, облегчающие процесс родов, считались важным достоинством девушки в глазах потенциального мужа.

Действительно, кому нужны проблемы? Лучше выбрать дородную и крепкую красавицу, которая сможет относительно легко родить, подарив своему мужу здорового малыша.

В.Г. Богораз отметил в своей книге, что влюбленный юноша в первую очередь восхваляет физическую силу, статность и дородность девушки. Юноша обязательно сделает комплимент её широкому тазу, а затем обратит внимание на волосы, которые также служат признаком здоровья.

Самая распространенная и краткая форма такого комплимента: «Большая женщина, большой таз, длинные косы».

Разумеется, появление ребенка не всегда проходит без осложнений. Поэтому к женщине, не справившейся с родами и не сдержавшей стоны, приходилось звать повитуху или просто опытную женщину, которая помогала ей. Но это считалось проявлением слабости и позором. Суровые жители тундры всю жизнь подвергали презрительным насмешкам такую несамостоятельную роженицу, осуждали даже её мужа, награждая обидным прозвищем «повитушный».

Снег за пазухой

Необыкновенная выносливость чукотских женщин поражала многих исследователей. Холод, голод и прочие жизненные трудности северные красавицы всегда переносили стойко и терпеливо.

«Женщины шьют на открытом воздухе даже в марте при температуре минус 30 по Цельсию. Их пальцы остаются незащищенными на протяжении нескольких часов работы», – писал В.Г. Богораз.

Исследователь не раз замечал, как дамы, разгоряченные трудом на свежем воздухе, сбрасывали с себя одежду, оставаясь полуголыми. А чтобы не потеть, они обычно закладывали себе за пазуху большие куски снега.

На войне как на войне

Историк Александр Константинович Нефëдкин рассказал о северных охотницах и воительницах в своей книге «Военное дело чукчей (середина XVII-начало XX в.)», опубликованной в Санкт-Петербурге в 2003 году.

Исследователь отметил, что чукотские женщины часто убивали собственных детей и кончали жизнь самоубийством, если узнавали о приближении врагов к стойбищу и понимали, что их мужья потерпели поражение в бою. Некоторые представительницы прекрасного пола могли дать отпор нападающим.

«Женщины, участвовавшие в походе вместе со своими мужчинами, естественно, могли помогать им в бою. В одной сказке упоминается, что жена оседлого чукчи вместе с ним рубила врагов топором», – написал А.К. Нефëдкин.

Русские поселенцы рассказывали исследователям о пожилой даме, которая метко стреляла из лука по врагам, напавшим на стойбище её семьи. А в народном творчестве часто встречаются истории о прекрасной воительнице, сумевшей одолеть противника в поединке на копьях, когда её муж пас оленей, оставив без защиты супругу и детей.

Этнографы считают, что причина этого явления кроется в частом сиротстве чукотских девочек, ведь многочисленные междоусобицы, несчастные случаи на охоте и тяжелые природные условия нередко уносили жизни мужчин.

«В таких неполных семьях девочки не только учились женским обязанностям, но и тренировались вместе с мальчиками. Они могли самостоятельно охотиться, стрелять из лука, бегать на длинные дистанции и даже фехтовать копьем. Именно такие подготовленные девушки могли участвовать в набегах, производимых их родственниками, и даже сражаться с мужчинами», – говорится в книге «Военное дело чукчей (середина XVII-начало XX в.)».

Работа без сна и отдыха

Многих исследователей поражала способность северных женщин трудиться без отдыха по двое-трое суток. Особенно часто их использовали в семьях свекрови и свекра.

«Молодая девушка, проработав целый день над шкурами, затем охраняет стадо всю ночь, а наутро, вернувшись домой, снова берется за работу и трудится до вечера без каких-либо видимых признаков усталости» – писал В.Г. Богораз.

Он упоминал, что положение женщин в чукотском обществе оставляет желать лучшего. Пословица «Раз ты женщина, то молчи» звучит всякий раз, когда кто-то из невесток смеет сказать хоть слово в свою защиту.

В.Г. Богораз вспоминал, что старшая сноха чукчи по имени Ejgeli, вернувшись после двухдневной работы в оленьем стаде, с трудом выполняла приказ свекра приготовить гостям чай и угощенье.

«Она была совершенно измучена, передвигалась как сонная», – упомянул исследователь. Он также слышал, как другая 20-летняя женщина, жившая на соседнем стойбище, прямо во время работы потеряла сознание от усталости.

Любовник при муже

Известно, что состоятельные чукчи часто были многоженцами, так как могли позволить себе содержать несколько красавиц. При этом у них осуждалась любая супружеская ревность.

Профессор Сергей Александрович Арутюнов в своей книге «У берегов Ледовитого океана» (Москва, 1984 год) описал северный обычай обмена женами, который удивлял многих путешественников.

«Девушка и замужняя женщина легко заводят любовника или дополнительного мужа, который, к слову, может быть хорошим другом основного супруга. Бывает, что два мужчины договариваются: это лето ты проведешь с моей женой, а я – с твоей. На время рыбалки или охоты. А к зиме снова поменяемся», – отметил С.А. Арутюнов.

Такие мужчины назывались «товарищами по жене». Не уступить супругу своему другу считалось у чукчей недостойным поступком и проявлением собственнического отношения к женщине.

Не произноси звук «Р»

Еще одна удивительная черта северных женщин: их речь заметно отличается от мужского наречия. Многие исследователи отмечали, что чукотские женщины не произносят звук «Р», заменяя его на «З». А в некоторых местных диалектах для представительниц прекрасного пола под запретом также звук «К», вместо которого дамы используют «Ц» в своей речи.

Этнограф немецкого происхождения Карл Генрих Мерк, участвовавший в экспедиции И.И. Биллингса – Г.А. Сарычева (1785-1793 годы), является автором научной работы «Описание обычаев и образа жизни чукчей». Эта рукопись хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

«…Также используют чукчи содержимое желудка оленя и его кровь. Содержимое желудка называется у них Rilgyril, а женщины произносят это слово как Zilgyzil, так как они не могут произносить «r»», – отмечал К.Г. Мерк.

Современные этнографы не пришли к единому мнению, почему мужское и женское произношение одних и тех же слов в чукотском языке так различается. Высказываются различные предположения о происхождении данной народной традиции. Большинство специалистов склоняются к мнению, что все дело в определенных религиозных верованиях.

Причем современные чукотские женщины произносят звук «Р», когда говорят на русском языке, без каких-либо проблем.

Впрочем, В.Г. Богораз обратил внимание, что мужское и женское наречия различаются не только фонетикой, но и лексическим составом. Исследователь написал: «Когда я начал изучать чукотский язык и от каждого чукчи записывал новые для меня слова, я обнаружил с удивлением, что мужчины не знают даже названий многих предметов домашнего обихода, например, приспособлений для шитья одежды, посуды и т. п. «Ух! – говорили они, – я не знаю. Это – женское дело»».

«Телка-мать»

Чукчи осуждают мужчин, вступающих в половые сношения с девочками, не достигшими половой зрелости. То есть, когда у них еще не начались менструации, а грудь не приобрела округлые формы.

Если такая девочка-подросток забеременеет и родит ребенка, то её насмешливо называют «телка-мать», проводя аналогию с некоторыми оленихами, которые приносят приплод раньше обычного срока

Источник: russian7.ru

Оцените статью
Ритм Москвы