Бродники: кто на самом деле являлся предками донских казаков

Бродники: кто на самом деле были предки донских казаков

Великая евразийская степь в древности часто становилась колыбелью для гигантов. Люди, оказавшиеся на этих просторах, имели довольно простой выбор: погибнуть или стать грозной силой. Из степи выходили орды кочевников, изливая свой гнев на соседние оседлые народы. Степь говорила лишь на одном языке — языке силы, а населяли ее самые разные народы.

Мультикультурное разнообразие степи

В степи существовал своеобразный кочевой интернационал. В этой зоне Евразии находились самые разные народы. Здесь обитали множество традиционных кочевников — различных тюркских и монгольских племен. Однако встречались и свои экзотические представители: венгры, некогда являвшиеся мощной кочевой силой, пришли в степь с территории современного приполярного Урала, а их ближайшие языковые родственники — обские угры, ханты и манси.

Скорее всего, в древней степи еще задолго до первых казаков присутствовал и славянский компонент. Речь идет о довольно малоизученном и загадочном народе, известном как бродники.

Специфической формой деятельности бродников был контроль над крупными речными переправами, что приносило им неплохие доходы.

Говорить об этнической однородности этого народа затруднительно. Скорее, это был конгломерат людей с разнообразным этнокультурным происхождением, но сплоченных в единое, мощное сообщество. Поэтому высказывание: “бродники-славяне” было бы не совсем корректным. Правильнее считать, что среди бродников было много славян, которые играли значимую роль в жизни этого протоказачества. По крайней мере, в религиозно-идеологическом плане, ведь это был православный народ. В русской историографии ему отведена довольно неоднозначная роль, связанная с битвой на реке Калке.

Битва на реке Калке

В 1223 году объединенное русско-половецкое войско встретилось с разведывательным корпусом монголов. Сражение, ставшее неким прологом к последующему полномасштабному нашествию степняков, было с треском проиграно русскими князьями. Не в последнюю очередь, вероятно, из-за крайней разобщенности славянских полководцев. Монголы, под руководством опытного воина, Субэдэя, действовали организованно и слаженно, в то время как русские князья стали конфликтовать в самый ответственный момент, до такой степени, что некоторые из них вообще отказались участвовать в битве.

Кроме того, русские князья не слишком внимательно отнеслись к выбору союзников: с ними пришло некоторое количество бродников, которые в самый критический момент поняли, что им хочется жить, а сражаться на стороне разобщенных русско-половецких войск — дело гибельное. Поэтому они предали своих братьев по вере и перешли на сторону монголов.

Однако история этого предательства была бы неполной без упоминания еще одного важного эпизода. Он связан с предводителем бродников, неким Плоскыней, которого монголы решили назначить дипломатом и отправили к русским, укрывшимся в самодельных крепостях.

Плоскыня на кресте клялся, что монголы не прольют крови, если русские дружины сложат оружие. Результат известен: князья поверили православному броднику, вывели войска из укреплений, а монголы очень хитро сдержали свое слово.

Они соорудили из дерева большой щит, под который положили сдавшихся в плен русских, а сами уселись пировать сверху, обречая своих пленников на долгую и мучительную смерть. Но слово Субэдэй сдержал: крови он не пролил, ведь пленники погибли от компрессионных травм.

Иногда раздаются голоса историков, стремящихся обелить имя Плоскыни: возможно, он и не знал, какую злую казнь задумали монголы, но доказать это уже невозможно.

Но не только русское войско на Калке погибло от рук степняков, бродники тоже не смогли пережить XIII век. Что с ними произошло — вопрос открытый. Их могли вырезать монголы, они могли смешаться с другими племенами, либо же трансформироваться в ранее казачество

Источник: russian7.ru

Оцените статью
Ритм Москвы