Заправка с работающим двигателем: почему это опасно и что грозит водителю

Большинство автозаправок очень серьезно относятся к безопасности своего персонала и автомобилей, заправляющихся на их колонках. На видных местах вывешивают знаки и плакаты, запрещающие заправку топливом при работающем двигателе.

Сами работники автозаправочных станций настойчиво требуют заглушить мотор, прежде чем вставить заправочный пистолет со шлангом в горловину бака.

Это не пустые требования или вынужденные действия под страхом штрафов противопожарной инспекции. Все намного серьезнее — в момент заливки бензина рядом не должно быть никаких работающих двигателей внутреннего сгорания или других открытых источников огня.

Расстояние от горловины бака до выхлопной трубы совсем небольшое. Достаточно небольшой утечки бензина при простом переливе топлива, чтобы возник пожар. Именно поэтому правила безопасности требуют полного отключения двигателя.

Эволюция автомобильных двигателей

В прежние времена, когда двигатели автомобилей были сплошь карбюраторными, водители послушно глушили моторы перед заправочной колонкой. При неправильно отрегулированном уровне топлива в карбюраторе двигатель мог периодически выбрасывать дым с искрами из глушителя, и это действительно было проблемой. Поэтому никто не хотел рисковать.

Заправка авто

Сейчас уровень технического совершенства моторов вырос в несколько раз. Практически все современные автомобили оборудованы распределенным или прямым впрыском. Проблем с выбросами или догоранием смеси в глушителе, как правило, не бывает. Однако это касается только исправных моторов с рабочим глушителем и катализатором.

Многие водители просто выбивают сгоревшую сердцевину катализаторной массы, тем самым превращая выхлопной тракт в источник горящей сажи. У дизельных двигателей ситуация еще хуже — машина может выбрасывать искры и горящие микрочастицы сажи просто при длительном отсутствии технического обслуживания мотора.

Владельцы дизельных версий современных автомобилей фактически стали родоначальниками пагубной «моды» на заправку с работающим мотором. Формально заправка работающего дизельного мотора считается безопасной, поскольку солярка не воспламеняется от искры, как в случае с бензином. Однако проблема в том, что автомобили с дизелем заправляются рядом с обычными машинами с бензиновыми двигателями.

Влияние турбонаддува

Поэтому заправщики требуют от всех водителей глушить моторы. Примерно 25-30 лет назад в России появились первые легковые автомобили с дизельным мотором. Они были простые, атмосферные, лишь единицы были оборудованы простенькой турбиной.

Затем мода на турбонаддув привела к тому, что начиная с 2020 года лишь некоторые автомобили остались с атмосферными моторами. Все остальные, в том числе бензиновые, обзавелись довольно мощными турбинами. Именно турбина заставляет владельца автомобиля нарушать правила и пытаться заправляться с работающим мотором.

Вся проблема заключается в уплотнении венца турбины. Температурные перепады, резкие скачки мощности, перегрев — все это изнашивает жаропрочное уплотнение и сам диск. В некоторых случаях автопроизводитель прямо рекомендует не глушить мотор на кратковременных остановках и стоянках, чтобы избежать проблем с прорывом горячих газов на уплотнении.

Гелендваген на АЗС

Все перечисленное касается преимущественно турбин на дизельных моторах с очень высокой температурой и давлением выхлопных газов. Естественно, моде заправляться с работающим мотором начали следовать и владельцы бензиновых турбомоторов.

Хотя для обычных турбированных двигателей на бензине проблема не столь критична. Чаще всего компании-производители рекомендуют лишь дополнительно прогревать турбину перед тем, как дать полную нагрузку. Более того, компьютер может сам ограничивать обороты мотора, если перед повторным запуском машина простояла определенное время на морозе.

-3

Понятно, что никто не хочет стоять и работать на холостых оборотах на обочине, поэтому просто не глушат моторы на заправке. Поднятый вопрос касается культуры вождения и поведения на дороге. Есть, конечно, исключения из правил — например, машина неисправна, с разряженным аккумулятором.

Современные гибридные системы

В таком случае, заглушив мотор, можно вообще его не завести, а до станции технического обслуживания как-то добраться нужно. С недавних пор в категорию нарушителей правил стали попадать владельцы дорогих гибридных автомобилей. Особенно китайских гибридов с мощным аккумулятором, собранных по последовательной схеме.

У таких автомобилей компьютер самостоятельно решает, когда запустить мотор, и вполне возможно, что это произойдет в момент пребывания машины на автозаправке.

Источник
Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы