Обычный советский гражданин жил небогато. Чаще всего бюджет семьи формировался от зарплаты к зарплате, можно было что-то отложить на покупку или на «чёрный день», что, собственно, многие и делали. Инфляции в СССР не было. Цены на товары были настолько стабильными, что их печатали или выштамповывали заводским способом прямо на корпусе.
Ржаной (серый) хлеб стоил 16 копеек, белый — 20 копеек, сахар — 90 копеек. Водка — 3,62 рубля, мороженое — 15 копеек или 25 копеек, если в шоколаде. Мясо — от 1,8 рубля до 5 рублей за кг, квартплата — 10-12 рублей за все услуги, кроме телефона.
Продукты были относительно дешёвые, но некоторые из них просто отсутствовали на прилавках.
Приобретение автомобиля
В принципе все личные автомобили приобретались двумя способами — через официальную запись в профкоме, через очередь и терпеливое ожидание в течение нескольких лет. Второй способ — купить через льготы или на «чёрном рынке». Но это если нужны были современные «Жигули» или «Волга».
Менее популярные «Москвич-412» или «Запорожец» можно было купить практически без очереди, да и цена на автомобили была доступной — 4600 рублей и 3500 рублей соответственно.
«Жигули» уже стоили 5,6-8 тысяч рублей, а «Волга» — до 10 тысяч рублей. Плюс расходы на непредвиденные обстоятельства. Понятно, купить с зарплаты, а это 150-200 рублей в месяц, было сложно — у обычного человека уходили годы, чтобы накопить на машину.
Кстати, в СССР очень много дорогих товаров (мебель, бытовая техника) продавали «в кредит». На самом деле это был не кредит, а обычная рассрочка — без переплат, процентов и штрафов.
Первые трудности владения
Радость от покупки автомобиля постепенно сменялась некоторым разочарованием. Оформить машину в ГАИ можно было за один день — просто техосмотр, и через неделю получай номера. Проблема была с обслуживанием техники и приобретением запчастей.
Новая машина — это источник забот. Так уж сложилось, что в любом новом автомобиле были недоделки — что-то не прикручено или сломано. Поэтому владелец искал специалиста, который бы осмотрел автомобиль и помог устранить имеющиеся проблемы. И всё это за условное вознаграждение в пределах 5-10 рублей.
Система обслуживания
Что касается обслуживания автомобиля, то существующая система СТО обслуживала лишь избранных — тех, кто мог попасть к мастеру в силу служебного положения или через знакомых, или какие-то другие связи. Простому автолюбителю приходилось обслуживать свои «Жигули», «Москвич» или «Запорожец» самостоятельно.
Кстати, издательства выпускали подробнейшие учебники и руководства, по которым даже далёкий от техники человек мог освоить ремонт и регулировку вплоть до замены и капитального ремонта мотора. Мало того, соседи по гаражу обычно помогали друг другу советами, делом, запчастями. Причём часто бесплатно или за условную «встречу» — посиделки за чашкой чая.
Так что автолюбители в пределах одного гаражного кооператива хорошо знали друг друга и часто обращались за помощью.
Взаимопомощь на дорогах
Интересно, что поломка автомобиля в пути на дороге — это было довольно распространённое явление. Можно было остановить первую попавшуюся машину и попросить у водителя немного топлива или запчасть. Причём не за деньги, а с возвратом. Нужно было обязательно купить новую деталь, найти водителя и вернуть ему новую запчасть.
Можно было бы и не отдавать, но все старались вернуть долг. Даже очень состоятельные граждане. Бывало такое, что по гаражному кооперативу ездила служебная «Волга» какого-то директора, водитель которой долго и упорно искал нужного человека, чтобы вернуть долг. Репутацией дорожили все.
Проблемы с запчастями
Ситуация с запчастями в СССР была стабильно сложной. Они были в магазинах, причём цена от 50 копеек за сальник или лампу до 30 рублей за карбюратор или ремкомплект. Причём это были детали заводского изготовления, никаких подделок из Китая. Но часто нужного не было в продаже, тогда искали по объявлениям или ехали на авторынок, который был во всех крупных городах СССР.
Говорили, что на некоторых рынках можно было купить всё что угодно. Естественно, на рынке было чуть дороже, чем в магазине, но всё равно в пределах разумного. Но проще всего было купить запчасти у соседей. Большинство автолюбителей покупали запчасти в запас и потом менялись с соседями на нужные детали при необходимости.
Топливо и расходные материалы
Отдельная тема — бензин, масло и резина. Высокооктановый АИ-93 был на заправках свободно, но стоил очень дорого. Большинство ездило на АИ-76, но его часто просто не завозили на заправки в нужном количестве. В принципе можно было купить 76-й у любого водителя грузовика или автобуса — 5 рублей за 15 литров.
Качественное моторное масло было в дефиците. Можно было купить на разлив, но это был риск, поэтому старались покупать у знакомых или проверенных продавцов. Резина тоже была разного качества, чаще всего за резиной приходилось ездить на специализированные рынки, где также можно было купить любые прокладки, сальники, манжеты, уплотнения на двери и даже коврики.
Автомобиль как член семьи
Машина в советское время превращалась в члена семьи — на содержание автомобиля уходило до 10% бюджета. О её состоянии переживали все, по возможности искали способы решить проблемы. Но никого это особо не огорчало, так как это была своего рода гордость семьи.