Будущие инновации в военной авиации полностью изменят способ использования армией США своих легендарных вертолётов Black Hawk. К 2025 году эти универсальные машины смогут летать автономно, без необходимости присутствия пилота на борту, благодаря революционным достижениям в области робототехники и искусственного интеллекта.
Автономные вертолёты — это больше, чем технологическая революция
Нехватка кадров, риск человеческих ошибок и развитие автономных технологий создали идеальную возможность сосредоточиться на будущем, в котором теперь пилотируемые вертолёты будут летать самостоятельно.
Больше нет необходимости в дорогостоящем обучении и затратам на зарплаты пилотам — эти средства будут направлены в технологические компании, которые будут совершенствовать автономные системы управления. В этом случае речь идёт о компании Sikorsky, входящей в состав Lockheed Martin, ответственной за систему MATRIX — «роботизированный мозг» для вертолётов.
MATRIX была создана в рамках программы ALIAS (Aircrew Labor In-Cockpit Automation System), реализуемой DARPA, целью которой является снижение рабочей нагрузки пилотов армии США и повышение эксплуатационной эффективности вертолётов.
Интеграция этой системы с парком вертолётов Black Hawk UH-60M, оснащённых электродистанционной системой управления, является огромным технологическим скачком. MATRIX позволила Black Hawk выполнять сложные миссии в опасных условиях, без необходимости участия пилота.
Это не только повысит безопасность, но и позволит проводить операции в условиях, слишком рискованных для полётов. Поэтому неудивительно, что вице-президент Sikorsky – Рич Бентон описывает автономные Black Hawks как «будущее военной авиации», способное поддерживать оперативное превосходство до 2070 года.
Преимущества этого решения выходят за рамки беспилотных полётов, поскольку на практике революционизирует весь ход военной миссии. Потому что солдаты смогут управлять вертолётом с помощью простых команд, заданных с планшета, как изнутри машины, так и удалённо с земли.
Такой подход предоставляет командирам подразделений беспрецедентную гибкость в планировании и реализации задач. Вертолёты без пилотов смогут выполнять такие задачи, как пополнение запасов, разведка и многое другое, не подвергая экипажа опасности.
Разработка этой современной системы уже вовсю ведётся и прошла успешные испытания. Фактически экспериментальный Black Hawk, получивший обозначение MX, уже прошёл строгие испытания.
Во время этих испытаний компании Sikorsky и DARPA успешно продемонстрировали возможности автономного полёта Black Hawk, выполняя миссии по пополнению запасов с применением вертолётов без пилота на борту.
Согласно планам, к 2025 году Командование развития боевых возможностей армии США (DEVCOM) должно полностью интегрировать систему MATRIX со своим парком вертолётов Black Hawk. В процессе они также оценят различные наборы датчиков, которые позволят вертолёту обнаруживать и избегать угрозы, препятствия и труднодоступные местности.
Этот шаг имеет решающее значение для того, чтобы вертолёт мог действовать самостоятельно в зонах боевых действий, где быстрое принятие решений является вопросом жизни и смерти.
Здесь также надо помнить, что Black Hawk являются старыми вертолётами и поэтому требуют модернизации, и одного лишь добавления искусственного интеллекта здесь недостаточно. Однако у армии США уже есть решение и для этой проблемы, ведь она планирует к 2025 году оснастить вертолёты Black Hawk двигателями нового поколения.
Эти двигатели, разработанные в рамках программы усовершенствованных турбинных двигателей (ITEP), повысят эффективность, дальность полёта и долговечность вертолётов, обещая значительные улучшения по сравнению с нынешними моделями.
Однако и здесь не всё так радужно. Связано это с тем, что до сих пор наблюдались задержки с их производством из-за технических проблем и проблемы с цепочкой поставок. Но за этим будущее вертолётов Black Hawk в армии США – т.е мощные двигатели и автономные режимы полёта.
