Речь пойдет о спецтехнике, которую мало кто видел. Эти машины практически все время использовались на работах под землей. Все виды ремонтов, включая обслуживание, производилось на месте.
Даже после того, как техника списывалась, ее, в большинстве своем, оставляли в шахтах.
Их подъем на поверхность был экономически нецелесообразен, поэтому машины изначально разбирали и только затем, в случае крайней необходимости, поднимали из шахт.
Исключением являлась дорогостоящая техника, которая после капремонта могла эксплуатировать повторно.
РАФ-983
Автопоезд, заказанный Солигорским комбинатом, стал первой советской разработкой техники, предназначавшейся для выполнения работ в подземных шахтах.
Транспорт требовался для доставки шахтеров к местам добычи калия и состоял из тягача и двух прицепов.
Проектирование и сборку поручили Рижскому заводу «РАФ». В 1964 году модель «РАФ-983» и два прицепа открытого типа «РАФ-925» были готовы к испытаниям по работе на комбинате, куда их и переправили.
Тягач разрабатывался на базе автомобиля ГАЗ-69, а для сборки прицепов некоторые из элементов были взяты из модели, микроавтобуса РАФ-977Д, который серийно выпускал завод.
Причина, для чего требовалась подобная техника, заключалась в экономии времени и человеческих ресурсов.
Шахтеры, для того чтобы добраться до мест добычи, преодолевали путь длиною в 7 км в одну только сторону. Это в условиях подземелья отнимало немало физических сил и времени уже в начале рабочей смены.
После работы было еще сложнее: люди уставали и сама мысль о том, что надо возвращаться пешком, многих угнетала.
Прицепные устройства открытого типа перевозили за раз 32 человека, практически целую бригаду горняков.
На каждом вагончики имелись индивидуальные аварийные тормоза, и им можно было в случае необходимости управлять.
Ранее подобная техника не использовалась, поэтому разработкой заинтересовались и другие горно-обогатительные комбинаты и шахты.
Следом за первым экземпляром завод занялся изготовлением техники на заказ на другие, похожие по профилю работ предприятия.
За период с 1966 по 1968 года Рижский завод собрал и передал горнякам 32 автопоезда, при этом каждый из них проходил модернизацию по улучшению качества транспортировки.
На последних моделях были смонтированы сидения, имелось дежурное освещение.
МоАЗ-6401-9585
В 1968 году Могилевским автозаводом была выпущена марка автопоезда самосвального типа для перевозки горной породы.
До этого времени Советский Союз покупал подобного типа технику за рубежом в малом количестве, корой было явно недостаточно для нужд предприятий горной промышленности.
Специальная рама, собиралась из нескольких сочленовных элементов усиливала маневренность, позволяя передвигаться на извилистых участках дорог.
Излом отсеков осуществлялся с помощью двух гидроцилиндров. На первой секции находилась кабина водителя и дизельный отсек, на второй низкорамный, пассивного типа прицеп.
Общий вес автопоезда без загрузки составлял 18 т, с полной загрузкой 38 т.
Проблему с утилизацией вредных выхлопов решили с помощью установленной системы катализатора, состоящего из специальной жидкости, с последующей нейтрализацией угарного газа.
Механизмы опрокидывания были расположены по сторонам прицепа, что позволяло разгружать породу с максимально сниженной высотой подъема верхней балки.
По себестоимости автопоезд получился довольно дорогим в сборке, примерно, за такие же деньги можно было изготовить два самосвала БелАЗ-540А грузоподъемностью в 27 т.
МоАЗ-7405-9586
Могилевский завод после сборки первых экземпляров и далее занимался выпуском спецмашин для работы в условиях шахт.
Модель МоАЗ-7405-9586 выпущенная в 1984 году с конвейера предприятия, в отличие от большинства заводов, распавшихся вместе с Советским Союзом, не стала последней машиной, разработанной специально для условий работы в шахтах и карьерах.
Модернизированная инженерами модель была мощнее, и теперь можно было за один раз перевозить 22 тонны груза.
На новом автопоезде конструкторы предусмотрели еще одну немаловажную деталь.
При необходимости систему управления можно было перемести