Советским инженерам-конструкторам, спроектировавшим и создавшим несколько десятков моделей вездеходов, действительно можно смело гордиться достигнутыми результатами.
На фоне зарубежной техники советский автопром уступал в разработках сельскохозяйственной техники, легковых автомобилей, мототехники и грузовиков.
Единственное в чем советские инженеры обогнали многие зарубежные фирмы, являлись спецтехника, разработанная для использования в условиях отсутствия дорог.
Вездеходы были гордостью советского автопрома, при этом некоторые из разработок того периода до сих пор остаются актуальными.
Модели вездеходов отличались своими техническими характеристиками и это понятно, так как эта техника требовалась на самых различных направлениях.
ЗИЛ-135П – вездеход-амфибия для военных
Своим внешним видом эта модель, длинною в 14 м, больше напоминает размерами кита, чем дельфина, но этот проект был назван именно так.
Особенностью бронетранспортера является возможность перевозить одновременно 5 тонн груза и 22 человека пассажирами.
Основным предназначением модели являлось использование техники для выполнения наземных и водных операций по спасению людей.
Это единственная в мире модель вездехода, несущую конструкцию которой проектанты изготовили не из металла, а из полиэфирного стеклопластика и как показало время, инженеры, используя нестандартный в машиностроении материал, добились отличного эффекта.
К 1965 году в КБ ЗИЛ уже имелись некоторые наработки относительно создания новой модели амфибии.
Когда на предприятие поступил заказ от военных на создание техники с водоизмещением до 6 тонн, способной одинаково хорошо маневрировать и на воде и на суше, инженеры были частично готовы к работе.
Корпусную часть решено было изготавливать по принципу сэндвичных панелей, где армированная стеклоткань, пропитанная специальной полиэфирной смолой, использовалась снаружи.
Для изготовления внутренней части использовали полиуритан, материал, который только недавно появился к тому времени.
Двигатель и другие узлы закрепили на металлические плиты, которые в свою очередь закрепили к корпусу с помощью болтов.
Для движения по воде были установлены два двигателя мощностью в 360 л. с., при этом задняя и передняя ось управлялись синхронно.
Система управления, электронное оборудование и вспомогательные узлы считались самыми передовыми на то время техническими изобретениями.
Новый проект был признан одним из лучших, а сами моряки были очень довольны, после того как опробовали на испытаниях новую амфибию.
НАМИ-0127
Для освоения сложных по климатическим условиям районов Севера и Сибири требовалась техника, которая бы могла выполнять работы по перевозке специальных грузов.
Одним из уникальнейших для того времени проектом стала модель грузовика для перевозки труб НАМИ-0127, которая была предоставлена к испытаниям в 1968 году.
Свои первые испытания грузовик прошел на территории Средней Азии, где машина участвовала в строительстве газопровода всесоюзного значения.
На испытаниях по своим технически-эксплуатационным возможностям модель превзошла все ожидания.
Во-первых, автопоезд с легкостью преодолевал барханы крутизной 16°, при этом для разворота за счет уникальной конструкции требовался довольно небольшой радиус в 10, 24 м.
По проходимости вездеход был признан одним из лучших проектов, и это при том, что машина за раз перевозила значительный по весу груз.
К сожалению, по неизвестным причинам грузовик-вездеход не попал в серийный выпуск, хотя по всем техническим характеристикам машина была готова для эксплуатации в самых сложных регионах страны.
«Харьковчанка»
Эта модель вездехода разрабатывалась по специальному заказу правительства с целью оказания технической помощи работникам и исследователям регионов заполярья.
К тому времени советский автопром отставал от разработок американских инженеров, хотя те проекты, которые были разработаны в США, не оправдали доверия при освоении Антарктиды.
В Харькове инженеры КБ подготовили прототип тягача, который условно был назван «Изделие» и прошел часть испытаний.