Сейчас многоразовая ракета Фалькон-9 – это обыденная реальность, которая стала настоящим фурором в ракетостроении современности. Ведь ее «многоразовость» позволила в разы снизить себестоимость запусков, и, по сути, это открыло новую станицу в освоении космоса человечеством. Именно поэтому сейчас многие по всему миру создают собственные версии многоразовых ракет.
Однако еще в 1980-х годах в СССР существовал проект многоразовой сверхтяжелой ракеты «Энергия-2», который, как оказалось, опередил свое время за десятки лет.
Так, в самом начале 1980-х годов советские гении стали работать над самым передовым космическим проектом – многоразовой транспортной системой «Энергия-2» (которая также известна под наименованием «Ураган»). По задумке советских инженеров это должна была быть двухступенчатая тяжелая ракета-носитель с полностью возвращаемыми элементами. Это должно было сделать ее экономически более выгодной по сравнению с одноразовыми системами.
Конструктивные особенности «Энергии-2»
Отличительными особенностями «Энергии-2» должны были стать следующие моменты:
-
Должно было быть сразу четыре боковых ускорителя первой ступени с керосиновыми двигателями, которые должны были аккуратно возвращаться на землю либо с помощью системы парашютов, либо же и вовсе совершать самостоятельную посадку на аэродром, прям как должен был делать это центральный блок. После отделения боковые ускорители должны были использоваться повторно во время последующих запусков.
-
Вторая ступень ракеты-носителя должна была быть реализована в виде орбитального космолета, который внешне довольно сильно напоминал «Буран», но с целым рядом конструктивных особенностей.
Также космолет должен был бы оснащаться сразу тремя маршевыми двигателями и системой корректировки орбиты. При этом размах крыльев должен был достигать 26 метров, а грузоподъемность составить без малого 40 тонн.
Нижняя часть корпуса при этом проектировалась с дополнительной теплозащитой, чтобы конструкция выдерживала нагрев до 1500 градусов по Цельсию при входе в плотные слои атмосферы.
При этом по завершению миссии космолет должен был полностью в автономном режиме возвращаться обратно на Землю, выполняя посадку на обычный аэродром, правда, с дополнительно усиленной взлетно-посадочной полосой.
Также некоторые идеи в данном проекте перекликались с последующими разработками. Например, такими как многоразовый ускоритель (МРУ) «Байкал», созданный для ракеты-носителя «Ангара» в ГКНПЦ им. Хруничева совместно с НПО «Молния».
Данный амбициозный проект к концу 1980-х годов находился на стадии эскизных проработок. Однако из-за распада СССР работы над многоразовой ракетой-носителем «Энергия-2» были свернуты.
Однако несмотря на это «Энергия-2» остается тем самым показателем, что советские инженеры стремились к созданию многоразовых космических систем за десятки лет до того, как их смогли реализовать в других странах.