Если вы застали школу во времена СССР, то наверняка помните этот запах (его нельзя забыть!). Терпкая смесь резины и пыли из старой сумки, которую препод с торжественным видом ставил на парту. Это было, пожалуй, самое зрелищное шоу на этом предмете.
Команда «Газы!» — и весь класс превращался в молниеносных бойцов. Для «отлично» надо было успеть за 7 секунд. Не 10. Не 15. А именно 7. Почему?
На самом деле, норматив был четко высчитан военными медиками. Как это было часто в Советском Союзе, цифра бралась не с потолка, а имела вполне научную подоплеку. И использовался он, как в начальной военной подготовке в СССР, так и в ОБЖ* в 90-е.
На первый взгляд — просто учебный норматив. Но на деле — это был вопрос жизни и смерти. За этим скучным на вид упражнением стояли реальные научные исследования, отчёты военных медиков и вполне серьёзная арифметика. В этой статье мы разберёмся, откуда взялась магическая цифра «7 секунд», зачем её оттачивали миллионы школьников и что делать, если у тебя длинные косички, а противогаз — только один.
Ностальгия пробивает даже высшие эшелоны.
Виталий Милонов вспоминает: «От этих уроков веяло каким-то мальчишечьим духом приключений и мужества».
Почему каждая секунда на счету важна
Химическая атака — резкая и смертельно опасная.
Скорость здесь решает всё. Совсем чуть-чуть промедлил — и дыхательные пути получили порцию зарина, хлора или аммиака. И ты уже даже надеть противогаз физически не сможешь
Немного цифр. По данным советских токсикологов, первые симптомы отравления нервно-паралитическими веществами могут возникнуть уже через пять секунд после вдыхания паров. У детей это происходит ещё быстрее. Детский организм в три (!) раза чувствительнее к отравляющим веществам.
А вот что происходит с хлором: 20% вещества испаряется в воздухе в течение 1–3 минут, формируя смертельное облако. Вблизи эпицентра поражение может начаться уже через 20 секунд. Так что лишних 15 секунд на «собраться с духом» — это роскошь, которая в таких условиях недопустима. И, не забываем, что у детей эти процессы идут гораздо быстрее.
7 секунд — это компромисс между первой паникой и шансом выжить.
Норматив появился как результат испытаний и медицинских наблюдений: меньше 7 — слишком сложно для большинства людей, даже опытных в этом.
Кстати, это учитывалось и в нашей системе образования. Любопытный факт — у инструкторов по ОБЖ тоже был норматив, который они обязаны сдать. И он был — 8 секунд. То есть им позволялось сдавать не на «отлично». У кого не получалось — отправляли на переподготовку в военкомат.
Но вот больше может быть смертельно опасно. За это время надо было: задержать дыхание, снять головной убор, вынуть противогаз, выдохнуть, открыть глаза, снова вдохнуть.
При этом важно, пусть и в спешке, натянуть маску правильно, без складок. Иначе могут возникнуть проблемы с герметичностью — складки на маске создают зазоры, через которые опасные газы могут проникать внутрь.
Идея проста: если ты не успел, ты вдохнул. А если вдохнул — ты уже не боец.
Холодная война в школьных коридорах
Сегодня всё это кажется экзотикой. Но в СССР дети росли в стране, которая готовилась к химической войне всерьёз. С 1954 года, когда была создана система гражданской обороны, обучение стало обязательным. Постоянно маячила угроза, что холодная война перерастет в горячую. И ни у кого не было иллюзий, что наши западные оппоненты будут вести войну честно, не применяя запрещенных средств.
Уроки ОБЖ напоминали не физкультуру, а подготовку к Армагеддону. Такому, который сейчас показывают в постапокалиптических фильмах-катастрофах.
Тренировки велись с реальным инвентарем, а не муляжами.
На каждую парту выдавалось по настоящему противогазу ГП-5. Мальчишки вытаскивали их, как автоматы. Девочкам было намного сложнее, так как застревали в лямках из-за длинных кос.
Главный экзамен — «Зарница». Командные соревнования, где всё по-настоящему. Кто быстрее и правильнее наденет противогаз — тот и ближе к победе.
Наследие 7 секунд: Чернобыль, террористы и моторная память
Занятия по ОБЖ критиковали — мол, никакой практической пользы. Ну какие такие химические атаки и ядерная война в центре страны.
Когда случилась авария на Чернобыльской АЭС, именно навыки системы гражданской обороны (ГО) помогли эвакуировать 116 тысяч человек в первые дни.
Потому что обычные люди уже прекрасно знали, как надевать маски, как реагировать на сигналы. Это была не паника, а организованная реакция.
По экспертным оценкам, организованная эвакуация при помощи ГО снижает смертность и тяжелые поражения минимум на 70% (!) по сравнению с хаотичным уходом и отсутствием защиты. Согласитесь, цифра достойная того, чтобы немного помучиться на уроках.
Автоматизм движений, выработанный в школе, остался у людей на всю жизнь. Собственно, такой цели и добивались власти, запустив уроки ОБЖ. Людям только кажется, что «школа бесполезна, всё забывается сразу». Очень многое остается на автомате и вспоминается в критических ситуациях.
Современные техногенные аварии, утечки аммиака, выбросы хлора — всё это происходит и сейчас. И если на предприятии есть люди, которые умеют быстро надеть средства индивидуальной защиты, они просто… живут. А остальные — читают об этом в новостях.
Курьезы противогазов в СССР
Младшим показывали, как сделать ватно-марлевую повязку. Средним объясняли как не паниковать. Старшим — как действовать. Говорили: «Ты умеешь — значит, ты спасёшь себя и других». На мой взгляд, прекрасная мотивация.
Но, курьёзов, конечно, хватало. Слышал две истории от школьных учителей.
Девочки постоянно забывали снять серьги и визжали, когда маска цеплялась. Потому что было больно при попытке натянуть маску.
Особенно комичными были попытки некоторых девочек сохранить прическу при надевании противогаза. Некоторые пытались «аккуратно» надеть маску, не нарушая укладку. Разумеется, это было невозможно.
Представьте: идет серьезное занятие по ГО, а половина класса не может выполнить норматив из-за школьных причесок!
Проблема оказалась настолько массовой, что потребовала инженерного решения на государственном уровне.
Для девочек с косичками даже выпускались специальные модификации противогазов с прорезями под волосы. В этих зонах дополнительно крепилась резиновая юбка, которая обеспечивала дополнительное уплотнение.
А первоклашки в первые дни шарахались он старшеклассников в масках, которые специально их пугали. Принимали их за инопланетян.
За этим «смешным» нормативом стояла серьёзная наука. Исследования, медицину, химию, психологию — учитывали всё. Все хотели, чтобы в момент реальной опасности человек не думал, а действовал.
7 секунд — это не просто стандарт, а еще и символ. Порог, который отделяет растерянность от выживания. Это моторная память поколений, которые, возможно (и очень сильно хочется верить, что так!) никогда не применят этот навык, но если вдруг, то будут знать, что делать.
В США решали вопрос иначе.
Disney создавал детские противогазы в форме героев мультфильмов. В США и Великобритании противогазы для малышей делали похожими на Микки Мауса, чтобы дети не боялись их надевать. В СССР пошли другим путем — превратили «страшные маски» в предмет детских игр на переменах. У нас не хотели все-таки устраивать из этого клоунаду. Слишком серьезные ставки.
* Предмет ОБЖ появился в 1992 году, уже после распада СССР. До этого была Начальная военная подготовка (НВП). Но разницы, кроме названия, особо не было никакой если говорить о противогазах. Нормативы и задания — аналогичные.
Разница была в направленности. НВП подразумевала и строевую подготовку. А курс ОБЖ фокусировался на реагировании в чрезвычайных ситуациях в мирных целях.