На фоне многих интересных фактов об экономическом и техническом развитии СССР крайне мало информации о создании скоростных поездах за период существования социализма.
Оказывается еще задолго до появления знаменитого «Сапсана» в СССР разрабатывались и успешно эксплуатировали тепловозы и электровозы, скорость которых была не меньше современных скоростных поездов.
«Красная стрела»
Для СССР появление первого фирменного скоростного фирменного поезда стало настоящим техническим прорывом в области машиностроения.
В первые десятилетия борьбы молодой страны Советов за право быть независимым первым социалистическим государством привело к разрушениям многих станций и локомотивных хозяйств.
Имеющиеся в распоряжении фирменные вагоны, которые перешли в наследство от царской России, частично были разгромлены, те же что имелись, требовали постоянного ремонта.
Постоянные опоздания поездов, отсутствие комфорта становилось привычной картиной на железной дороге.
В 1931 году Сталин дал личное указание организовать и запустить скоростной поезд по маршруту Москва-Ленинград.
9 июня 1931 года был запущен первый пробный рейс, где, несмотря на технические неполадки, которые возникли на обратном пути, был удачно завершен.
«Красная стрела» за 9 часов 48 минут преодолела расстояние между двумя крупнейшими городами СССР, что для того периода времени стало настоящим техническим прорывом.
Средняя скорость поезда составляла 75-80 км/ч, на отдельных участках была зафиксирована максимальная скорость экспресса 90-93 км/ч.
Несмотря на множество недоработок «Красная стрела» была признана успешной разработкой.
Незадолго до войны специально для обслуживания этого поезда на Коломенском заводе были собраны два паровоза, способные развивать скорость в 150-160 км/ч.
На период войны проект был временно заморожен, но уже в начале 50-х годов начался выпуск нового, цельнолитого типа вагонов, позволяющие развивать скорость более 200 км/ч.
«Аврора»
С появлением в СССР чехословацких ЧС-2 стал возможным ввод на маршруты новых скоростных поездов.
В 1963 году был запущен экспресс «Аврора» который, по своим скоростным данным, обогнал единственный на то время фирменный поезд «Красная стрела».
Специально для этого Калининский вагоностроительный завод разработал и выпустил вагоны, на которых установили тележки обеспечивающих повышенную скорость движения.
На отдельных участках машинисты разгоняли состав до 180 км/ч, что стало новым толчком к развитию скоростного движения.
Салоны вагонов также разрабатывались с учетом повышенных скоростей, что сразу было отмечено пассажирами.
Первый рейс по маршруту Москва-Ленинград «Аврора» преодолела за пять с половиной часа, что само по себе стало своеобразным рекордом.
С начала запуска скоростного дневного экспресса, на протяжении периода с 60-х по 1988 года, поезд считался одним из самых престижных и скоростных.
В середине августа 1988 года вблизи станции Бологое при скорости в 155 км/ч поезд потерпел крушение.
По причине нарушений эксплуатации ж/д путей с рельс сошли все вагоны, включая локомотив.
По заключениям специальной комиссии в аварии погиб 31 пассажир и более 100 получили травмы.
В ходе расследования было выяснено, что при резком торможении часть багажных полок, не выдержав, оторвались вместе с креплениями. Это стало причиной такого большого количество погибших при крушении.
В дальнейшем советские вагоны были заменены на немецкие, где в конструкциях внутренней обшивки отсутствовали лежачие места.
ЭР-200
В начале 60-х годов прошлого столетия согласно специальной программой по развитию скоростного железнодорожного движения был создан проект маршрута, где впервые намечалось запустить поезда с максимальной скоростью в 250 км/ч.