Штрафы для владельцев авто старше 10 лет: разбираю правду и мифы о новых проверках

Последнее время российское автомобильное сообщество просто «переполнено» множеством домыслов, циркулирующих в социальных сетях и на профильных форумах. Всех беспокоят возможные штрафы и «замаячивший на горизонте» техосмотр.

Основная тема обсуждений — все автолюбители, у кого машины старше 10 лет, будут вынуждены в принудительном порядке направлять автомобили на проверку токсичности выхлопа и общего технического состояния. Причём проверки массовые, на дорогах, возможно с направлением на специальное обследование и выписыванием штрафов.

Десять лет для автомобиля — это очень большой срок. За это время можно привести автомобиль в негодность или, наоборот, накатать на нём всего 50-70 тысяч км. Такое состояние не редкость, особенно если автомобиль используется как машина выходного дня. И грань между этими двумя полярными точками довольно размыта — многое зависит от мнения и объективности инспектора ГИБДД.

Дыма без огня не бывает

Пока что специальных требований к эксплуатации десятилетних автомобилей в законодательстве нет. Единственное законное требование на сегодня — автомобиль должен полностью соответствовать критериям исправного и безопасного транспортного средства согласно нормам, установленным заводом-изготовителем на год выпуска машины.

Причём то, какая страна выпуска, какая компания-производитель и когда была выпущена машина, не имеет значения.

Вид сбоку
Вид сбоку

Для старых автомобилей без катализатора применяется своя категория требований. Нельзя заставлять владельцев устанавливать катализатор на какую-нибудь ВАЗ-2106 или ГАЗ-21. Это будет незаконным переоборудованием транспортного средства. Все изменения в конструкцию могут быть сделаны только непосредственно заводом-изготовителем.

Правовые основы

Это всё записано в Приложении № 8 к Техрегламенту Таможенного союза. Российские законодатели могут, конечно, придумать закон об ужесточении экологических норм, но сделать это непросто. А ещё нужно учитывать, что половина российских машин имеет возраст старше 10 лет, и чисто физически невозможно в одночасье сделать столь огромный объём работы.

Вид сзади
Вид сзади

Инспектор на дороге не может остановить и оштрафовать за отсутствие катализатора. Но он может выписать штраф в случае, если машина очевидно неисправна и её эксплуатация угрожает пассажирам и участникам движения. Это старая, ещё советская «история» — не держит ручник, изношен протектор, не укомплектована аптечка и тому подобное. Сейчас можно получить штраф ещё и за пробитый глушитель. Но для простых неисправностей будет только штраф.

Серьёзные нарушения

А вот для очень серьёзных случаев (течёт бензин, масло, утечка газа, колёса болтаются, нет тормозов или двигатель работает с перебоями) вполне возможно получить протокол, штраф, временный запрет эксплуатации и направление на прохождение техосмотра. Но только временный запрет.

Решение о направлении на утилизацию принимается комиссионно и по результатам технической экспертизы в тех случаях, когда восстановить машину невозможно или небезопасно. Но такое требование касается всех автомобилей независимо от года выпуска.

-3

Всё перечисленное — это старый набор поводов для остановки инспектором машины. Причём десятилетние автомобили практически не трогают — основная масса «жертв» это машины от 15 лет и старше. Особенно неухоженные, с повреждённой коррозией, с изношенной подвеской и дымящим мотором.

Актуальная информация о техосмотре

Кстати, что касается техосмотра, то с 2022 года он отменён для физических лиц. Кроме вышесказанного, техосмотр обязателен при переоформлении автомобиля или если машину самовольно переоборудовали.

Наиболее вероятная ситуация на дороге

Практически все машины так или иначе могут попасть под контроль нормы выбросов вредных веществ в выхлопных газах. Естественно, относительно новые автомобили возрастом до 10 лет ездят с рабочим катализатором. У более старых автомобилей катализатор обычно забивается сажей, оплавляется от высокой температуры или просто высыпается в порошок. Особенно если владелец заправлял самый дешёвый бензин.

Любой экологический патруль может легко вычислить на дороге «пожилую» машину, остановить её и проверить выхлоп. Лет 15-20 назад такие проверки были массовыми, но потом от них отказались. Сейчас всё может вернуться обратно, причём основные кандидаты на штраф или отправку машины на техосмотр — это будут как раз автомобили старше 10 лет.

Препятствия для массового контроля

Но тут возникают две проблемы, которые пока что мешают массовому внедрению экологического контроля. Во-первых, это отсутствие официальных брендовых СТО, обслуживающих французские, немецкие и японские автомобили. Без уполномоченных и сертифицированных станций направлять машину на восстановление нельзя — просто некому это делать. Хотя законодатели могут придумать способ обойти этот пункт.

Во-вторых, это качество бензина. Лишь в 30% случаев состав топлива полностью соответствует ГОСТу. То есть придётся заправляться с чеком и обязательно возить этот документ с собой. В этом случае есть шанс отстоять свою позицию перед инспектором или доказать в суде, что виной было не техническое состояние машины, а низкое качество топлива. А это принципиально разные вещи.

Практические рекомендации

И ещё одно — из всех возможных ситуаций, обсуждаемых на форумах, вариант с экологической проверкой на дороге самый реальный. Поэтому рекомендуется всё же привести свой двигатель с системой впрыска и нейтрализации в порядок. И тщательно выбирать станцию для заправки топливом.

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы