Для изучения и работы в условиях крайнего Севера требовалась специальная техника. Главным образом требовались машины, которые бы могли преодолевать участки бездорожья.
Для передвижения по снежным просторам Крайнего Севера и близлежащих территорий до 50-х годов прошлого столетия использовались лыжи и самодельные аэросани.
Это были простенькие машины, со скоростью от 20 до 70 км/ч. Это требовалось для обслуживания населения, проживающих на труднодоступных участках Дальнего Востока, Сибири, Казахстана, Крайнего Севера.
Некоторые модели, созданные коллективами инженеров, выпускались небольшими серийными партиями, поэтому о них практически забыли. Единственной памятью остаются фотографии и архивы того периода времени.
Удивляют модели малоизвестных снегоходов, конструкция которых отличалась от остальных.
Почему они их не выпускали серийно, большими партиями, так и остается непонятным.
Север-2
До начала 50-х годов прошлого столетия в распоряжении работников Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока в малом количестве имелись снегоходы модели НКЛ-16.
Эти машины, созданные еще в 1937 году, в большинстве своем использовались медиками и военными.
С началом ВОВ часть машин выпускали для нужд военных подразделений. Модель снегохода была откровенно недоработанной в техническом плане.
Главной причиной для снятия НКЛ-16 с серийного производства стали частые износы основных узлов снегоходов. Ремонтировать их приходилось значительно чаще, чем эксплуатировать.
КБ под руководством Камова предоставило в 1957 году модель снегохода, которая перевозила одного пассажира и груз весом в 500 кг.
Средняя скорость снегохода составляла 30-40 км/ч в зависимости от сложности участка.
Несмотря на то, что конструкция модели была крайне простой: кабина для водителя и пассажира и грузовой отсек, проект нового снегохода в целом был одобрен.
С целью удешевить стоимость машины, было принято решение использовать имеющиеся в избытке части вертолета марки КА-15 и детали самолета ЯК-12.
И та и другая модель была снята из производства, но запчастей и узлов оставалось много, что позволяло строить снегоходы без особых затрат.
В предоставленной к проверке модели использовался двигатель АИ-14Р, мощностью в 260 л. с. и реверсивного типа винт В-530 РД-36.
В качестве кузовной части для водителя и пассажира использовали кузов автомобиля «Победа» ГАЗ М-20.
Фторопласт, которым были обработаны подошвы лыж, обеспечивал качественное скольжение по снежному покрову, как в морозное время, так и в слякоть.
В ходе проверки было решено заменить деревянные лопасти металлическими, что существенно увеличило сроки износа узла. Причиной стала авария во время испытаний, когда лопасть винта, ударившись о лыжу, разлетелась.
Во время эксплуатации снегоход Север-2, с учетом замечаний, несколько раз прошел модификацию: переделали конструкцию подвески, усилили грузовой отсек, расширили кабину, установили дополнительное отопление.
За период 1960-1961 годов было выпущено 100 экземпляров снегоходов, 97% из которых были переданы в подразделения связи, работавших на территории Северного Севера.
КА-30
Созданная вначале 60-х коллективом инженеров-энтузиастов модель пассажирского снегохода КА-30, являлась одной из немногих видов техники, которые регулярно использовались для доставки специалистов по самым сложным маршрутам.
Серийный выпуск в малых объемах (всего 2-3 машины в год) не мог обеспечить все участки, но был крайне популярным из-за высокого уровня качества сборки.
Машина подобного типа была крайне дефицитной для использован