О военной технике, созданной в период существования Советского Союза и предназначавшейся для обслуживания войсковых медицинских учреждений известно крайне мало.
Эта тематика не являлась закрытой для общего пользования, но так получилось, что целое семейство санитарных автомобилей изготовленных специально для обслуживания военных учреждений и объектов осталось в стороне от гласности.
В большинстве своем эта техника являла собой автобусы, фургоны или автомобили, изготовленные на базе двухосных шасси с задним или полным приводом.
Медицинские приборы и снаряжение не отличались сложностью в использовании, а сама техника требовалась исключительно для транспортировки больных или раненых военнослужащих в медицинские учреждения, с возможностью оказания первой медицинской помощи в пути следования.
Для медработников были выделены самое обычное оборудование и приспособления.
Особенностью моделей, было то, что собирались они предприятиями, которые выполняя спецзаказы, считались секретными объектами.
Обычно это были небольшие предприятия, изготавливавшие нужное количество техники, которая четко распределялась самими военными.
УАЗ-450А
Санитарная машина УАЗ-450А, изготовлением которой занимался Ульяновский автозавод, считается одной из первых моделей, сборка которой пришлась на первые послевоенные года.
Массово ее начали изготавливать с середины 50-х годов прошлого столетия, когда военные затребовали технику малотоннажного типа с использованием удобной для транспортировки компоновкой.
Главным отличием модели от предыдущих санитарных машин являлась модернизированная под перевозку людей подвеска и наличие воздухозаборников обеспечивающих приток свежего воздуха.
В 1958 году разработчики предоставили готовую к испытаниям модель 3-х дверную санитарную машину, с наличием внутри салона перегородки.
Водительское место и место для санитара было отделено внутренней перегородкой от основного салона, где можно было разместить на носилках или перевозить в сидячем положении определенное количество пострадавших.
Машина была рассчитана на доставку 2-4 тяжелораненых и до восьми легкораненых военных. Для транспортировки пострадавших использовались носилки, закрепляемые в специальных петлях на ремнях, подвешенных к потоку скобами.
Из дополнительных средств по оказанию первой медицинской помощи санитары использовали исключительно простейшие приспособления, которые имелись в фургоне.
До модернизации разработчики использовали силовой агрегат мощностью в 62 л. с., но уже вначале 60-х годов технические характеристики были изменены.
Модель «обновили» установив 70 сильный двигатель, и позаботились о комфорте для медперсонала, закрепив в салоне откидные сидения.
Последнюю модернизацию модель прошла в середине 80-х годов, в ходе которой был изменен индекс санитарной машины.
На УАЗ-3962 установили двухконтурного типа гидросистему тормозов с вакуумным усилителем и добавили, разместив вдоль бортов машины откидные сидения. Для медицинского персонала разработчики расширили средства доврачебной помощи и заменили подвесные ремни носилок, на напольные направляющие.
Последняя попытка модернизировать санитарную машину была запланирована на начало 90-х годов.
Инженеры разработали вариант модели санитарной машины УАЗ-3172 с вместимостью 10 пострадавших и даже собрали девять экземпляров, но на этом все и остановилось. Перемены в стране с последующим развалом СССР стали причиной закрытия проекта.
ГЗА-653
Практически сразу по окончанию Великой Отечественной войны была разработана и подготовлена к серийному выпуску модель санитарной машины, которая позже прошла несколько различных этапов модернизации.
Медицинский автомобиль ГЗА-653, предназначавшийся для военных медицинских учреждений начали выпускать в 1950 году.
Занимался сборкой Горьковский автобусный завод, инженеры которого предложили при использовании шасси с ГАЗ-51К сменить заднюю подвеску на более мягкий тип, и дополнить гидроамортизаторами.
Кузов разделили на две части, плотно подогнав кабину водителя к салону. Между кабиной водителя, изготовленной из дерева и кузовом, имелась перегородка с окном.
Сзади кузова располагались погрузочные двери, через которые можно было грузить раненых на носил