В середине 50-х советское правительство дало задание начать работы по созданию типов самолетов, способных противостоять работе подводных лодок.
Причиной такого решения стали прямые угрозы от появившихся в океане первых американских атомных подводных субмарин, существенно отличавшихся от своих предшественниц военным потенциалом.
Денег для развития программ обеспечивающих обороноспособность страны не жалели, но и требования к конструкторским бюро были жесткими.
Позже, активность военных разработок расширилась, потребовались и другие виды боевых самолетов и о некоторых проектах, смелых и перспективных, далее пойдет речь.
ВВА-14
Конструкторам предстояло создать тип самолетов способных не только обнаружить, но и в случае необходимости противостоять действиям подводных лодок нового класса.
Самолеты-разведчики, созданные ранее, справлялись с поставленной задачей частично.
ВВА-14 был запланирован как самолет, не только способный распознавать и определять тип подводной лодки, но и обезвреживать цель как самостоятельно, так и при взаимодействии с силами ВМФ.
Первые испытание запланировали на начало 1968 года, поэтому к этому времени требовалось создать как минимум три боевые машины.
Немного с опозданием в 1972 году была закончена сборка ВВА-14. Под кабиной и центропланом с обеих сторон были установлены поплавки.
Система контроля давления в поплавках при необходимости автоматически запускала подкачку. На крыльях и закрылках было установлено оперение двух типов, вертикальное и горизонтальное.
Испытания показали, что машина требует много затрат по эксплуатации, при этом имелось множество другим проблем.
Со временем было принято решение прекратить работы над сборкой остальных испытательных образцов, а имеющийся самолет убрали вглубь ангара, где он постепенно был разукомплектован.
Бартини А-57
Спроектированный в 1952 году под руководством начальника отдела перспективных схем Сибирского НИИ авиации им. С. А. Чаплыгина Р.Л. Бартини самолет Т-203 стал одной из первых разработок машин подобного класса.
Самолет по своей сути являлся бомбардировщиком средней дальности, который при необходимости мог осуществлять дозаправку в боевых условиях в зависимости от ситуации.
В качестве заправщиков планировали использовать подводные лодки или другие средства.
Одним из самых важных эксплуатационных моментов являлось то, что для взлета и посадки не требовались аэродромы с многокилометровыми взлетными полосами.
Конструктор разработал системы позволяющие использовать для посадки не только водную гладь, но и ледяную и снежную поверхность. Эта особенность позволяла использовать, при необходимости, дрейфующие в океанах льдины и аэродромы передового базирования.
Современные системы обнаружения целей, подавление и постановка помех, гиперзвуковая скорость в 2500 км/ч и другие технические особенности, такие как новейшая гидроакустика и комплекс связи делали боевую машину практически неуязвимой.
Несмотря на положительное заключение, проектирование было заморожено.
Испытательный образец так и не был собран окончательно, хотя по своим техническим возможностям А-57 стал бы первой летающей лодкой, способной наносить прицельные удары управляемыми реактивными снарядами.
Ильюшин Ил-102
Ил-40, самолет-бомбардировщик, разработка которого была налажена в 1950 году, так и не была завершена. В 1955 году 5 полностью собранных и укомплектованных боевых машин, попросту отогнали вглубь ангара и разобрали на металлолом.
Несмотря на нежелание группы руководителей, представляющих Министерство обороны страны продолжать проектирование, конструкторское бюро начали самостоятельно работать над созданием нового штурмовика.