Несмотря на развитие автомобилестроения и немалое количество моделей, которые выпускались в период существования СССР, индивидуально этот тип техники могли себе позволить далеко не все советские люди.
Иметь собственное авто, независимо какой марки считалось очень престижно, но, увы, не для всех позволительно.
Для большинства советских людей особой роли не играло, был ли это самый дешевый «запорожец» или дефицитная и практически недоступная для покупки простому человеку отечественная модель «Волги».
Уже один факт того, что человек имел в своем распоряжении личное авто пусть и самое дешевое, вызывало зависть, уважение, определяя его статус в обществе как удачливого и имеющего определенный достаток.
Об иномарках узнали тогда, когда рухнул «железный занавес» и многие советские люди, попав по случаю в зарубежные страны, смогли сами убедиться, насколько капитализм обогнал по производству советский автопром.
И все же, автопром СССР выпускал модели, которые красотой и комфортом мало чем отличались от зарубежного производителя.
Другое дело, что большая часть авто, о которых пойдет речь, была не доступна большинству людей из народа, и это обидно, но, такое было время.
ГАЗ-13 «Чайка»
В 1959 году по специальному указанию правительства коллективом инженеров Горьковского автомобильного завода был разработан и запущен в серийный выпуск проект легкового автомобиля, предназначавшийся исключительно для обслуживания работников ЦК КПСС.
Вначале автомобиль проектировался под индексом ЗиМ-13, где в специальном указании было дано указание создать тип легкового авто повышенной комфортности, которое бы обслуживало исключительно самые важные политические мероприятия с участием высших чиновников государственного департамента.
ГАЗ-13 собирали в двух модификациях: кабриолет и седан, чтобы, как тогда хотелось элите правительства страны, автомобиль мог по красоте и техническим характеристикам быть не только не хуже, но и лучше моделей американского производства.
К разработкам автомобиля элитного класса подключили инженеров из других коллективов, что вызвало некоторую нервозность и напряженность.
Руководителем проекта был назначен инженер-конструктор Юшманов Н.А., который перед этим занимался созданием одной из самых престижных моделей легкового авто того периода ЗИМ ГАЗ-12 «Чайка».
В 1958 году был собран опытный образец ГАЗ-13»Чайка», который по указанию правительства был отправлен в Брюссель на Всемирную выставку Експо-58.
В период выпуска, который длился с начала 1959 по 1981 годы, автомобиль прошел ряд модификаций по модернизации кузовной части и комфортных условий.
За 22 года было выпущено всего 3179 экземпляра, что совсем немного как для такого огромного государства как Советский Союз.
Эта особенность лишний раз подчеркивает, что машины этого класса были исключительно дорогими в производстве, хотя и самые красивые и комфортные.
Модель легкового авто, ставшая для простых советских людей символом гордости за государство, в котором они жили, была слишком высокого полета птицей, поездить на которой посчастливилось очень и очень немногим.
«Победа» ГАЗ-М20
Несмотря на то, что выпускаемая Горьковским автозаводом модель легкового автомобиля «Чайка» по параметрам комфорта обгоняла ГАЗ-М20, в техническом плане «Победа» считалась надежнее и выносливее.
Эта модель производилась не только для советских людей, но и на продажу в страны дальнего зарубежья, куда их перенаправляли на экспорт.
У себя в стране эту модель чаще всего можно было встретить в качестве такси, или автомобиля «скорой помощи».
Начиная с 1946 года и до полного снятия авто с серийной сборки, заводчане собрали и передали в эксплуатацию 240 тыс. единиц автомобилей этой модели.