Самолеты-гиганты на службе: 7 уникальных модификаций Boeing, о которых вы не знали

Самолеты-гиганты на службе: 7 уникальных модификаций Boeing, о которых вы не знали

У знаменитого Boeing 747 оказалась долгая и успешная карьера. Его звездное время пришлось на 1970-е, когда в мире резко выросли гражданские авиаперелеты. Выпуск Boeing 747 прекратился только в 2023 году. Перевозка людей – это только часть задач, возложенных на самолет. Вот несколько его ролей, которые Boeing 747 выполнял не в качестве пассажирского лайнера, а в совершенно иных целях.

1. Boeing SCA для перевозки космических шаттлов

Boeing 747, транспортирующий орбитальный корабль Space Shuttle

Боинг 747 проектировался как реактивный самолет с четырьмя двигателями, которые были установлены на крыльях. При этом лайнер развивал огромную скорость в 900 км/час. Но его самая большая фишка в том, что широкий фюзеляж позволял перевозить сразу от 366 до 660 пассажиров, которые сидели на десяти креслах в ряд с двумя проходами между ними.

Такие размеры давали возможность применить Boeing 747 в самых разных целях. Одна из них – перевозка орбитальных кораблей Space Shuttle. Обязанность была возложена на два Боинга 747, на которые были установлены подвески для челноков и защита от ракет. Самолеты-перевозчики SCA перегоняли челноки с мест приземления на посадочный комплекс шаттлов Космического центра Кеннеди.

2. Боевой лазер на Boeing YAL-1

Boeing YAL-1, оснащенный боевым лазером

Один из Боингов в 2002 году был оборудован боевой лазерной системой для проверки ее в качестве противоракетной обороны. На Boeing был установлен химический кислородно-йодный лазер COIL, который должен был уничтожать тактические баллистические ракеты. Самолету было присвоено обозначение YAL-1.

На борту имелось шесть модулей весом 3 тонны каждый. За пятисекундный импульс лазер вырабатывал столько энергии, сколько хватило бы на обеспечение электричеством среднего дома в течение часа. Лазерная турель, которую установили на самолет, была самой большой в мире. Она могла уничтожать межконтинентальные баллистические ракеты с расстояния до 600 км за 8-12 секунд. При этом лазер не прожигал цель и не разрушал ее, а нагревал обшивку ракеты, что вело к ее отказу.

В 2011 году проект с химическим лазером на борту пилотируемого самолета был закрыт, а вместо этого США приступили к разработке лазерной электрической установки на беспилотниках.

3. Пожарный Boeing 747 Supertanker

Boeing 747 Supertanker могут доставлять до 74 тыс. литров воды

Три лайнера Боинг 747 хорошо послужили в качестве средств воздушного пожаротушения. Переоборудованные борты получили название 747 Supertanker – это самые большие в мире пожарные самолеты, которые способны доставлять 74 тыс. литров воды. Поскольку реактивный Боинг мог развивать скорость до 900 км/час, супертанкеры за короткое время были способны достичь любой точки США и мира.

Разработка 747 Supertanker началась в 2002 году, когда два воздушных танкера предыдущего поколения потерпели крушение при пожарах. Переоборудованием занималась компания Evergreen, оснастившая самолеты системой сброса жидкости под давлением или распыления антипирена со скоростью дождя.

Танкеры тушили крупные пожары в Уоллоу в Аризоне в 2011 году, боролись с лесными пожарами в Чили в 2017 году и с вышедшим из-под контроля пожаром Camp Fire в Северной Калифорнии в 2018 году.

4. Грузовой Boeing 747-8F

Боинг грузовой компании UPS

Помимо пассажирских Боингов 747, было также построено много грузовых версий, которые охотно эксплуатировались мировыми грузовыми перевозчиками. Благодаря особой конструкции Боинга (приподнятая над основной палубой кабина пилотов), самолет можно загружать не как обычно, в хвостовой части, а фронтально.

Грузовые 747-8F – это усовершенствованный 747-400, имеющий удлиненный на 5,6 метра фюзеляж, и укороченную верхнюю палубу. Он оснащен откидной носовой дверью, боковой дверью на главной палубе и боковой дверью на нижней палубе или «брюхе», для облегчения погрузки и разгрузки.

Грузовой вариант 747-8F начал эксплуатироваться с 2011 года. Благодаря полезной нагрузке 140 тонн и дальности полета 8,1 тыс. км, грузовые Боинги в целом совершали половину всех мировых грузовых авиаперевозок. В то время как заказы на пассажирские Boeing 747 падали, на грузовые они только росли.

5. Стратосферная обсерватория SOFIA

На борту SOFIA установлен рефлекторный телескоп

Уникальное предназначение было уготовано одному из Боингов 747 – служить астрономии. На борту 747SP была оборудована обсерватория для наблюдения в инфракрасном диапазоне, получившая название SOFIA. Это был рефлекторный телескоп с зеркалом диаметром 2,5 метра, который вел наблюдение в стратосфере на высоте 12 км.

Для ученых NASA эта высота была важной, так как в стратосфере водяной пар не блокирует инфракрасные волны. К тому же исследователи могли по желанию оказаться в любой точке над Землей. Полеты проводились по три-четыре в неделю, один рейс длился до 10 часов.

Для переоборудования в обсерваторию был взят 747SP – этот самолет лучше всего подходил для данной цели. Эта укороченная на 14 метров версия лайнера изначально была рассчитана на большую дальность полета, при этом модель – самая высоко летающая с потолком 13,7 км. Первый вылет обсерватории SOFIA состоялся в 2010 году, причем сам самолет был уже не новым, летая с 1977 года.

Телескоп вел наблюдения через квадратное четырехметровое отверстие в задней части фюзеляжа, который не был герметизирован. Команда астрономов размещалась внутри стеклянной герметичной кабины и оттуда снимала данные и управляла телескопом, датчиками и камерами.

В 2022 году, когда в строй вступил инфракрасный космический телескоп James Webb с шестиметровым зеркалом, NASA завершило проект. Боинг с астрономической обсерваторией на борту отправился в Музей авиации и космонавтики Пима в Тусоне.

6. «Самолет судного дня» Boeing E-4

Boeing E-4 защитит первых лиц США от ядерного взрыва

На службе ВВС Боинг состоит как стратегический военный самолет управления и контроля E-4, или «самолет судного дня». Это прошедший перестройку Boeing 747-200B, который представляет собой NEACP – аварийный воздушный командный пункт США. Серия E-4 состоит из четырех самолетов, базирующихся в штате Небраска.

Самолеты, которые в день X поднимут в воздух президента и министра обороны вместе с их преемниками, защищены от ядерного взрыва и его электромагнитного импульса, а также от попаданий ракет прямой наводкой.

В «самолетах судного дня» нет цифровых приборов – они управляются аналоговыми. Экипаж состоит из 112 человек. Используя дозаправку, E-4 может оставаться в воздухе неограниченное время – по крайней мере, выдержит неделю. Благодаря широкому фюзеляжу, E-4 вмещает конференц-зал, боевой штаб и технический отсек, а также зону отдыха и склад продовольствия.

7. Борт номер один для президента США

Boeing 707-120, самолет американского президента

Первое лицо Америки имеет в своем распоряжении два Боинга, которые в ВВС всегда получают позывной Air Force One. Впервые реактивные Boeing 707-120 стали служить президенту в конце 1950-х, а начиная с 1990-го на балансе президентского флота числятся два тщательно перестроенных самолета 200B (получивших название VC-25A).

Когда борт номер один взлетает с лидером США, его сопровождает целая свита летательных машин, включающая резервный Боинг VC-25, грузовые самолеты и заправщики. Заранее в точку прилета доставляются президентский лимузин, вертолеты, сотрудники секретной службы и техперсонал.

Для замены президентских самолетов ВВС США заказали два Boeing 747-8, обозначенных как VC-25B. Поставка первого из них ожидается в 2027 году, а второго – в 2028 году.

Источник
Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы