Далеко не каждый советский человек мог позволить себе собственный автомобиль, на котором можно было ездить и на работу, и в командировки и просто путешествовать.
Железнодорожный транспорт советского периода был самым простым и идеальным видом транспорта, который к тому же был финансово доступен практически каждому, кто, так или иначе, пользовался услугами железнодорожников.
Пассажирские поезда считались одним из наиболее безопасных видов транспорта, и путешествовать на нем любили не только дети, но и взрослые.
Но даже в этой сфере была категория, так называемых фирменных поездов, которые отличались в первую очередь скоростью доставки и условиями комфорта.
Прокатиться на фирменном поезде могли далеко не все. Во-первых, цена на билеты была почти в два раза выше, да и самих поездов было не так много, поэтому достать билеты, особенно в сезон летних отпусков могли себе позволить только люди со связями и деньгами.
Фирменные поезда формировали с особой тщательностью, так как за один рейс бригада проводников одолевала расстояние в несколько сот километров.
На работу в качестве проводников, механиков-электриков и начальников поездов отбирали только самых опытных и дисциплинированных.
Эти поезда часто проверялись различными инспекциями и ревизионным аппаратом, так что уровень комфорта был на самом высоком уровне.
Несмотря на повышенные требования и жесткую дисциплину, работать на фирменном поезде считалось немалым достижением в карьере каждого железнодорожника.
Хотя отбор в состав поездной бригады был не менее сложным, чем попытка попасть на учебу в самый престижный вуз страны, желающих попасть в число элиты было больше чем достаточно.
«Красная Стрела» п.№1/2
Этот фирменный поезд запустили еще до начала Великой Отечественной войны, в июне 1931 года.
Основной задачей «Красной Стрелы» было в кратчайшее время доставить пассажиров из Ленинграда в Москву и наоборот. Средняя скорость пассажирских локомотивов тогда равнялась 70 км/ч, что позволяло преодолеть расстояние между городами за 9 часов 45 минут.
Единственным местом, где в графике была заложена стоянка для смены локомотивной бригады была станция Бологое-Московское, остальные же стоянки по станциям Калинино, Окуловка и Малая Вишера, с целью ускорения, были исключены.
Сейчас поезд также курсирует, правда, название сменили, теперь бывшая «Красная Стрела» называют дополнительно «Экспрессом».
«Южный Урал»
Этот поезд был сформирован и запущен в начале 70-х годов прошлого столетия.
С 72-го по 76-й года прошлого столетия поезд считался самым лучшим не только на своем участке, но и по всей стране.
Помимо первоклассного обслуживания, где в состав поезда были включены вагон-ресторан, багажный и почтовые вагоны, это еще был и самый быстрый по времени доставки поезд.
Для пассажиров использовались только купейные вагоны на 18 и 36 мест.
Тем, кому посчастливилось прокатиться в этом поезде, обязательно должно были запомниться, насколько по-домашнему чисто и уютно в нем было.
Несмотря на довольно дорогие билеты за проезд, многие считали, что это были оправданные затраты, а впечатления о поездке были только позитивные.
№31/32 «Вятка»
Скорый фирменный поезд №31/32, как и «Южный Урал» был сформирован в середине 70-х годов прошлого столетия, но с 1976 по 1980 года уже этот состав был признан лучшим поездом в стране.
Если на минутку представить, как реагировали пассажиры на такие новшества, то становится понятным, как многие потенциальные путешественники стремились проехаться в условиях комфорта, который не уступал заграничному.