При покупке подержанного автомобиля важно правильно оценить состояние двигателя. И для этого совсем не обязательно делать дорогую диагностику на СТО. Есть несколько признаков, видимых невооруженным глазом, которые подскажут, исправен ли мотор и стоит ли связываться с покупкой автомобиля. Такой визуальный анализ сэкономит ваши деньги и время и убережет от будущих проблем. На что обращать внимание при осмотре двигателя – в нашем материале.
1. Место и время осмотра
Проверять двигатель лучше всего на холодном пуске. Дело в том, что некоторые неисправности проявляются только в первые несколько секунд после запуска. Потом, по мере прогревания мотора, они исчезают. Машина перед осмотром должна быть холодной, а для этого ей нужно простоять без движения несколько часов.
Поэтому покупателю лучше самому подъехать к гаражу продавца, чтобы поприсутствовать при запуске мотора. Если владелец будет отказывать в этом или настойчиво предлагать приехать к вам, то стоит насторожиться. Такое поведение – явный признак, что он пытается утаить проблемы с двигателем.
Оптимальный вариант, по мнению экспертов, – приехать к нему без предупреждения. Тогда продавец не успеет заранее прогреть машину и таким образом скрыть дефекты. Еще не помешает взять с собой мощный фонарик и коврик, чтобы как следует осмотреть днище и труднодоступные места.
2. Следы масла
Прежде чем проверять двигатель на звук, нужно изучить подкапотное пространство. Лучше, если оно будет невымытым. В этом случае будет легко обнаружить протечки технических жидкостей. По их интенсивности и расположению можно судить о состоянии двигателя и трансмиссии.
Но с другой стороны, если под капотом огромный слой пыли и грязи, то это говорит о том, что хозяин не особо ухаживал за автомобилем. Даже перед продажей не удосужился привести его в порядок. Если есть подтеки масла, значит, прохудилась прокладка, поврежден сальник или неисправна система вентиляции картера. Да и масло наверняка менял от случая к случаю. И, значит, на горизонте вскоре замаячит необходимость ремонта.
Но и вычищенное до блеска подкапотное пространство – тоже плохо. Никакой полезной информации вы не почерпнете. Придется расспрашивать продавца о причинах мойки, и есть ли протечки масла. Если отвечает уклончиво и препятствует более детальному осмотру, то, скорее всего, он скрывает плачевное состояние двигателя.
Еще стоит заглянуть под автомобиль. Если на земле есть черные пятна, то от дальнейшего осмотра и тем более покупки лучше отказаться.
3. Чип-тюнинг
Если пространство под капотом явно не мыли и никаких подтеков нет, то стоит поинтересоваться, изменял ли владелец настройки управления двигателем. Перепрошивка ЭБУ может таить массу неприятных сюрпризов для нового владельца.
Дело в том, что некоторые водители увеличивают мощность двигателя путем установления новой программы после удаления каталитического нейтрализатора. В результате мотор работает с возросшим напряжением. Во время работы сильно чадит, из-за чего на клапанах и поршнях образуются сажевые отложения. Перед продажей программу вновь меняют. Показатели говорят, что состояние двигателя в норме, а на самом деле нагар остается внутри.
4. Налет на маслозаливной горловине
Перед запуском двигателя стоит проверить маслозаливное отверстие. Попросите снять крышку и оцените чистоту. Если на горловине есть черные хлопья, значит, внутри двигателя имеются сильные отложения сажи.
Помимо этого, нагар может присутствовать и на других внутренних механизмах. В этом случае причинами появления сажи бывает неисправность системы впрыска или зажигания. Автомобиль с таким двигателем лучше не брать.
5. Звук работающего двигателя
Удостоверившись, что мотор холодный, попросите продавца его завести и внимательно вслушивайтесь в звуки. Исправный двигатель должен мгновенно откликнуться на поворот ключа зажигания. Правда, если сел аккумулятор, то мотор может завестись не с первого раза.
После запуска двигатель некоторое время работает на высоких оборотах. Пугаться не стоит, поскольку это нормальное явление. Спустя некоторое время мотор себя проявит. Если исправен, то звук будет ровным, без каких-либо перепадов. Причем надо учитывать, на каком топливе работает двигатель. Мотор на бензине обычно урчит в одной тональности, а дизельный издает звуки подобно трактору.
Насторожиться стоит, если шумы нестабильны, как бы плавает. Такие звуки могут появляться при неисправностях в системе питания.
Щелчки указывают на проблемы в обгонной муфте стартера. Металлический скрежет и лязг – на износившиеся подшипники в приводе ГРМ. В этом случае необходимо срочно устранить неисправные детали, чтобы не допустить заклинивания, поломки клапанов и самого механизма. А это дорогое удовольствие.
Если в гуле работающего двигателя слышен стук или цоканье, стоит проверить гидрокомпенсаторы. А еще специфические звуки появляются при неполадках в клапанном механизме.
6. Цвет выхлопных газов
Отправляться на смотрины подержанной машины лучше с помощником. Пока вы будете вслушиваться в звуки работающего двигателя, он постоит сзади автомобиля и проконтролирует характер и цвет выхлопа.
Белый дым – это, скорее всего, испаряющийся конденсат, собравшийся в трубе после длительного простоя. Он должен исчезнуть через несколько минут по мере прогревания автомобиля. Если же из трубы продолжает идти белый дым, и появился сладковатый запах, то это говорит о попадании антифриза в цилиндры.
В этом случае не помешает проверить систему охлаждения. Попросите владельца нажать на акселератор, а сами загляните в расширительный бак. Если жидкость пузырится, это указывает на попадание выхлопных газов в систему охлаждения. И значит, двигатель нужно менять или ремонтировать.
Если из трубы валит черный дым, мотор нужно проверить на маслянистость. Для этого подержите перед трубой белый лист или ладонь. Видны хлопья сажи? Значит, бензин сгорает не полностью из-за неполадок в топливной системе. А еще сажа может образовываться вследствие изношенности двигателя. В этом случае в цилиндры вместе с бензином попадает и масло.
Сизый или синий дым выхлопа также указывает на неполадки. Возможно, есть неисправность в системе впрыска. В этом случае топливо сгорает не полностью, из-за чего появляется цветной дым. Другая причина: изношенность поршневых колец и, как следствие, попадание моторного масла в камеру сгорания.
Сизый дым также образуется, если клапаны неисправны. Из-за этого воздух и горючее смешиваются в неправильной пропорции, что и порождает такой выхлоп при сгорании.
7. Check engine
После запуска двигателя проверьте приборную панель. Все лампы на ней должны погаснуть. Если же надпись Check engine светится желтым цветом, значит, внутренняя система диагностики обнаружила неисправность. Проводить ли дальше осмотр автомобиля – решать вам.