Почему сейчас производят меньше танков, чем 40 лет назад?

Производство танков во все времена было краеугольным вопросом, начиная их разработкой и заканчивая постановкой на конвейер. Были сложности и технические прорывы, но страны с развитым танкопромом могли производить машины сотнями в месяц. Сейчас, хорошо если сотни танков производят за год. Проблемы как в производстве, так и в технической сложности, но обо всё по порядку…

Почему сейчас производят меньше танков, чем 40 лет назад?

Что считать танком?

На первый взгляд глупый вопрос, но давайте посмотрим на классификацию тяжёлой боевой бронированной техники раньше и сейчас. До 60-х годов, танки делились на лёгкие, средние и тяжёлые и при этом, все из них относились к танкам, как к классу техники. Вопрос вооружения был вторичным. В наши дни, к танкам относятся только основные боевые танки, а лёгких и тем более средних машин как таковой нет, кроме редких исключений. Что же заменило лёгкие и средние танки?

Лёгкие танки оказались полностью вытеснены боевыми машинами пехоты и десантируемыми аналогами. Их роль на поле боя может совпадать, но добавляется обязанность транспортировки пехоты как на маршах, так и в боевых условиях. Средние танки упразднили в связи с приходом нового класса – основной боевой танк, который сочетает в себе качества среднего и тяжёлого.

-2

Производства

БМП и родственные с ними машины к танкам не относятся и в статистику, соответственно не включаются. Но это ещё не всё… Производство танков в мире в целом сократилось из-за резкого сокращения предприятий, собирающих ОБТ. Сильнее всего пострадали даже не постсоветские заводы, а западные… Сами подумайте, Россия и Украина, в какой-то степени сохранили предприятия по производству танков и могут их выпускать абсолютно новыми. Вопрос больше количественный. В западных странах, многие предприятия сократили. Например, M1 Abrams прекратили выпускать в 1996 году и с тех пор, США производят только агрегаты для обслуживания существующих машин. Вернуть производство корпусов возможно, но количественный показатель и близко не подойдёт к отметкам 80-х годов. В Германии похожая ситуация, а Британия фактически прекратила выпуск танков вообще. Даже модернизация существующих осуществляется при поддержке других стран НАТО, а детали поставляются из Евросоюза.

Разумеется, можно возразить, что СССР в 80-е годы мог выпускать танки тысячами в год. Т-72Б отличный тому пример, но давайте не будем забывать, что условный Т-90М будет технически сложнее Т-72Б, плюс последствия социально-экономического кризиса 90-х годов, последствия которого заметны до сих пор. Производство не только ослабло, но и вынужденно обеспечивать армию технически более сложными танками.

Почему сейчас производят меньше танков, чем 40 лет назад?

Технические сложности

Рас мы начали говорить о технических сложностях, то давайте не будем забывать о разнице танков 80-х годов производства и самых современных, выпускаемых ОБТ на данный момент. Сейчас, танк без системы управления огнём современным не считается. Недавний пример с Т-72Б3 образца 2022 года хорошо это показал, когда ради упрощения, на УВЗ прекратили установку СУО «Сосна-У» на танки Т-72Б3 и Т-80БВМ. Сказывали проблемы с производством систем управления огнём, необходимость их установки на Т-90М и острая необходимость дать ранее указанным танкам хотя бы простой, но тепловизионный прицел. Итог – машины лишились цифровых помощников наводчика-оператора и задача по расчёту баллистики, упреждения и т.п. легла исключительно на танкиста. Сейчас ситуация поправилась, но «осадочек» остался и танки без СУО с фронта в срочном порядке никто снимать не будет – только при повреждениях, которые можно устранить только в заводских условиях.

А ведь мы ещё не говорим о вопросах остальной бортовой электроники, цифровых приборных панелях, которые активно ставят не только на Т-90М, но и другие модернизируемые машины. С танками НАТО ситуация так же сложнее из-за их превосходства в электронике и её обязательном наличии. Правда, страны альянса не принимают прямого участия в боях, из-за чего они не сталкиваются с такими же проблемами, что и Россия.

-4

Цена

Производство танка с нуля стало не только не выгодным финансово, но и численно. Государствам проще модернизировать существующие ОБТ, производя капитальный ремонт и вносить необходимые правки. Итоговый результат дешевле при сопоставимой эффективности готового изделия. А в связи с проблемами производства, озвученными ранее, поддерживать производство танков по полному циклу становится не рентабельно.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы