Производство танков во все времена было краеугольным вопросом, начиная их разработкой и заканчивая постановкой на конвейер. Были сложности и технические прорывы, но страны с развитым танкопромом могли производить машины сотнями в месяц. Сейчас, хорошо если сотни танков производят за год. Проблемы как в производстве, так и в технической сложности, но обо всё по порядку…
Что считать танком?
На первый взгляд глупый вопрос, но давайте посмотрим на классификацию тяжёлой боевой бронированной техники раньше и сейчас. До 60-х годов, танки делились на лёгкие, средние и тяжёлые и при этом, все из них относились к танкам, как к классу техники. Вопрос вооружения был вторичным. В наши дни, к танкам относятся только основные боевые танки, а лёгких и тем более средних машин как таковой нет, кроме редких исключений. Что же заменило лёгкие и средние танки?
Лёгкие танки оказались полностью вытеснены боевыми машинами пехоты и десантируемыми аналогами. Их роль на поле боя может совпадать, но добавляется обязанность транспортировки пехоты как на маршах, так и в боевых условиях. Средние танки упразднили в связи с приходом нового класса – основной боевой танк, который сочетает в себе качества среднего и тяжёлого.
Производства
БМП и родственные с ними машины к танкам не относятся и в статистику, соответственно не включаются. Но это ещё не всё… Производство танков в мире в целом сократилось из-за резкого сокращения предприятий, собирающих ОБТ. Сильнее всего пострадали даже не постсоветские заводы, а западные… Сами подумайте, Россия и Украина, в какой-то степени сохранили предприятия по производству танков и могут их выпускать абсолютно новыми. Вопрос больше количественный. В западных странах, многие предприятия сократили. Например, M1 Abrams прекратили выпускать в 1996 году и с тех пор, США производят только агрегаты для обслуживания существующих машин. Вернуть производство корпусов возможно, но количественный показатель и близко не подойдёт к отметкам 80-х годов. В Германии похожая ситуация, а Британия фактически прекратила выпуск танков вообще. Даже модернизация существующих осуществляется при поддержке других стран НАТО, а детали поставляются из Евросоюза.
Разумеется, можно возразить, что СССР в 80-е годы мог выпускать танки тысячами в год. Т-72Б отличный тому пример, но давайте не будем забывать, что условный Т-90М будет технически сложнее Т-72Б, плюс последствия социально-экономического кризиса 90-х годов, последствия которого заметны до сих пор. Производство не только ослабло, но и вынужденно обеспечивать армию технически более сложными танками.
Технические сложности
Рас мы начали говорить о технических сложностях, то давайте не будем забывать о разнице танков 80-х годов производства и самых современных, выпускаемых ОБТ на данный момент. Сейчас, танк без системы управления огнём современным не считается. Недавний пример с Т-72Б3 образца 2022 года хорошо это показал, когда ради упрощения, на УВЗ прекратили установку СУО «Сосна-У» на танки Т-72Б3 и Т-80БВМ. Сказывали проблемы с производством систем управления огнём, необходимость их установки на Т-90М и острая необходимость дать ранее указанным танкам хотя бы простой, но тепловизионный прицел. Итог – машины лишились цифровых помощников наводчика-оператора и задача по расчёту баллистики, упреждения и т.п. легла исключительно на танкиста. Сейчас ситуация поправилась, но «осадочек» остался и танки без СУО с фронта в срочном порядке никто снимать не будет – только при повреждениях, которые можно устранить только в заводских условиях.
А ведь мы ещё не говорим о вопросах остальной бортовой электроники, цифровых приборных панелях, которые активно ставят не только на Т-90М, но и другие модернизируемые машины. С танками НАТО ситуация так же сложнее из-за их превосходства в электронике и её обязательном наличии. Правда, страны альянса не принимают прямого участия в боях, из-за чего они не сталкиваются с такими же проблемами, что и Россия.
Цена
Производство танка с нуля стало не только не выгодным финансово, но и численно. Государствам проще модернизировать существующие ОБТ, производя капитальный ремонт и вносить необходимые правки. Итоговый результат дешевле при сопоставимой эффективности готового изделия. А в связи с проблемами производства, озвученными ранее, поддерживать производство танков по полному циклу становится не рентабельно.