Почему для танков России не делают металлические гильзы вместо картонных?

ОБТ советской школы часто критикуют по самым разным причинам и одна из таковых – картонные гильзы. Термин не совсем точный, но суть от этого не меняется. Критики утверждают, что такие метательные заряды взрывоопасны и лишь увеличивают вероятность пожара боеприпасов или их детонации. С этими фактами не поспоришь и над защитой мест хранения думают до сих пор, реализуя некоторые из технических решений. Но как насчёт производства металлических гильз?

Почему для танков России не делают металлические гильзы вместо картонных?

Металлические гильзы для ОБТ

Многие танки конца XX века и современности имеют унитарное заряжание, то есть, снаряд и заряд объединены в одно целое и заряжаются одновременно. Плюс – упрощённая логистика и производство, в теории, меньше движений для перезарядки при наличии заряжающего в экипаже, лучшая защита при не прямом поражении снарядов. Этот фактор очень важен и позже поймёте причину… Недостатки у унитарных выстрелов тоже есть. Большая длина и масса, неудобство перезарядки при использовании тяжёлых калибров (100 мм и более).

Раздельное заряжание так же представлено, причём шире, чем многие могут себе представить. На танках Т-64, Т-72 и их производных, Challenger 1 и 2, иранских ОБТ, разработанных при поддержке России в нулевые и десятые годы, Пакистанских Ale-Khalid, китайских ZTZ-85 II, ZTZ-88 II, а также ZTZ-96 и ZTZ-99 всех модификаций. Они используют нарезной калибр 120 мм (пушка L30) или 125 мм гладкоствольные стволы (пушка 2А46, её модификации и копии). И это только те танки, которые можно назвать более-менее современными… Плюсы раздельного заряжания – компактность размещения снарядов и зарядов, более гибкие возможности адаптации к автоматическому заряжанию. Недостатки – необходимость совершать больше операций при перезарядке орудия (если в экипаже есть заряжающий), усложнение производства и логистики.

-2

Отмечу, что среди плюсов или минусов не упоминается время перезарядки, ведь как показала практика и британские танкисты в частности, даже при раздельном заряжании, в достаточно удобных условиях можно обеспечить перезарядку раз в 3-4 секунды, не прибегая к дополнительным механизмам (например, досылателю). Это как минимум сопоставимо со 120 мм унитарными снарядами.

Металл вместо картона

И так – почему в СССР перешли на использование полу сгораемых гильз? Самая важная причина – использование механизма, а позже и автомата заряжания, обязательными элементами которых были: кассеты для снарядов и зарядов, транспортёр, механизм подъёма и досылания снарядов и зарядов. Из-за последнего, метательные заряды не стали делать полностью картонными. Цепной досылатель мял и рвал гильзы в процессе перезарядки, из-за чего стали использовать металлические поддоны.

-3

Материал был бы не полным, если бы не состав полу сгораемых гильз. Их корпус состоит на 60% из натроцеллюлозы и на 25% вискозного волокна. Остаток – 15% пироксилиновый картон. Благодаря такому составу, гильзы достаточно твёрдые и могут храниться длительное время при соблюдении определённых условий, но с другой стороны, более восприимчивы открытому горению или высокотемпературным осколкам.

Как считают критики советских танков, металлические гильзы могли бы решить поднятый вопрос. Однако, есть пара особенности и проблемы, о которых критики говорить не любят. Первая и очевидная при рассмотрении конструкции советских ОБТ – метательный заряды и снаряды защищены не только бронекорпусом боевой машины, но и корпусом транспортёра автомата заряжания, а также, корпусом кассет. Их толщина не большая и при попадании чего-то серьёзного вряд ли спасёт, но от вторичных осколков – вполне может спасти. Кроме того, последние версии автомата заряжания имеют кевларовый противоосколочный подбой и не просто алюминиевый корпус, а полноценное противоосколочное бронирование транспортёра. Такие АЗ ставят на Т-72Б3 и Т-90М. Второй аспект больше проблема, чем нюанс, ведь прямое поражение гильзы неминуемо влечёт за собой пожар боекомплекта, а позже, возможна и его детонация. Не в зависимости от того, гильза картонная или металлическая.

Вид на транспортёр автомата заряжания в одном из китайских ОБТ типа ZTZ-96 или ZTZ-99.

К слову о металле… В СССР металлические аналоги полу сгораемых гильз для калибра 125 мм не разрабатывались. Есть две причины. Первая и самая важная – сложность экстракции такой гильзы. Внимательно посмотрите на процесс извлечения гильзы и её сброса в транспортёр механизма, или выброс за пределы башни, как это происходит при автомате… Чтобы адаптировать механизм и автомат к полноценным гильзам, придётся менять часть их конструкции, ведь механизм и автомат, это не только карусель в корпусе, но и подъёмный механизм с цепными досылателями, расположенными вдоль погона у МЗ, и вдоль механизма подъёма у АЗ.

Кто-то скажет, что у Т-62 с этим проблем не было! Гильзы так же выбрасывались из боевого отделения через люк на башне. И да – всё, верно, у Т-62 была возможность выброса гильзы за пределы танка. Только у Т-62 было унитарное ручное заряжание и танкист сам решал, выбрасывать гильзы или временно оставить её в боевом отделении. Плюс, гильзы к 115 мм гладкоствольной пушке довольно большие, что и стало причиной создания люка в корме башни. На ранних Т-64 образца 1963 года, вооружённых 115 мм пушками, от унитарных выстрелов отказались в пользу ранее упомянутых полу сгораемых и это при сохранении орудия от Т-62! Причины уже были указаны – сложности экстракции силами механизма и автомата заряжания из-за конструктивных особенностей и объёма боевого отделения.

-5
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы