Папа купил автомобиль в СССР или проблемы советских людей с личным транспортом

«С папою гордо мы едем по городу, сзади, как облако, пыль, все-таки здорово, что так недорого папа купил автомобиль!» — с какими реальными проблемами сталкивались советские автомобилисты в 1980-ые годы, как обстояла жизнь владельца личного транспорта в СССР, детально и по пунктам.

«Папа купил автомобиль» — именно так называлась популярная советская песня, которую исполняла Варвара с 1980 года, из этих строк мы и знаем все прелести жизни советского владельца личного автотранспорта, но действительно ли столько проблем окружало советского автолюбителя?!

Основной пик развития автомобильной промышленности для частных автовладельцев пришелся на 1980-ые годы, именно в это время у граждан скапливаются приличные денежные средства на сберкнижках, а отдельные категории людей, что трудятся вахтовым методом, служат в армии, имеют высокую квалификацию на заводе или отправляются моряком на рыбный промысел, начинают зарабатывать не просто сотни рублей за месяц, а порой даже от 1000 рублей, о чем неоднократно мы уже писали в статьях про партбилеты коммунистов.Соответственно, многие советские люди наконец-то хотят реализовать свою мечту — покупку автомобиля, и для этого у них есть все возможности, как наличие денег, водительские права, желание и подошедшая очередь для покупки.

Как это обычно бывает, в жизни каждого автовладельца, и не важно в СССР или уже в современной России, есть два счастливых момента в жизни, а именно когда он покупает автомобиль, и когда он его продает.Достаточно вспомнить популярную афоризму, что наглядно характеризует любого автовладельца: «Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останется без машины».

И, пожалуй, далеко не каждый советский автолюбитель представлял себе владение автомобилем, как тяжкий труд или вторую работу, ведь нужно было подумать сразу и обо всем. В первую очередь, и самое главное, что предстояло владельцу «Жигулей» или «Москвича», «Запорожца», а в редких случаях «Волги», так это найти место для стоянки своего автомобиля, безопасное и удобное. Затем, сразу же возникали вопросы подбора нужных запчастей, расходников, автомобильных покрышек и особенно дворников, а вместе с этим, и «золотые руки», которые всем этим будут заниматься.Для советского человека, который купил машину, было крайне важно ездить на чистом транспортном средстве, а значит, свои тряпочки и ведро с водой, а еще и место для мыльных процедур.

Умение взаимодействовать с другими автолюбителями, автослесарями, инспекторами ГИБДД и наконец, со своей супругой или тещей, все это увеличивало коммуникабельность водителя в разы.

Как росла общительность, так и возрастали расходы на железного коня, ведь нужно было не только заправлять, обслуживать, мыть и где-то хранить, но и что-то есть!

Сразу отмечу, что, несмотря на все нижеописанные проблемы и сложности, которые возникали у каждого советского автолюбителя, пожалуй, очень немногие из них были готовы расстаться и продать свой автомобиль, ведь без всяких преувеличений, но в СССР свои «Жигули» — это были огромные возможности и удобство, и использовали машины тогда по прямому назначению, регулярно и на большие расстояния, получая от этого огромное удовольствие!

Свой автомобиль в СССР - это очень достойно и главное, открывает новые горизонты, если не вспомнить про проблемы автолюбителей.

«Самый лучший автомобиль — новый!» — и отечественный, купленный без кредитов!

Да, нужно отметить, что в СССР покупка новенького автомобиля, особенно в 1980-ые годы было сложным, долгим и, в общем-то, не самым простым делом, однако, у многих советских людей, что решились на столь дорогую покупку, были на это деньги!

Согласно официальной статистике уже к 1980 году лишь средняя зарплата по всему народному хозяйству составляла 168,9 рублей — но как неоднократно, мы рассматривали старые партбилеты людей из СССР, при желании во многих отраслях можно было зарабатывать в разы больше, а именно от 500 до 1000 рублей, или же выше этой отметки. Вместе с этим, сразу же добавлю, что изобилия ширпотреба и товаров китайской промышленности в те годы не было, хотя в магазинах и находились товары отечественного производства, многие из них стоили копейки и тратить заработанные рубли, было особо некуда.

А значит, накопить — откладывая ежемесячно с получки деньги, было абсолютно реально и доступно для многих. Да и стоит вспомнить, что советские люди всегда были рады помочь друг другу, порой одолжив в долг безвозмездно необходимую сумму для покупки автомобиля.

Сколько же стоили отечественные машины в 1980-ые?

Стоит вспомнить официальные расценки за 1983 год на основной модельный ряд того времени:

ЗАЗ-968М — 5 600 руб.ВАЗ-21011 — 6 400 руб.ВАЗ-21013 — 7 200 руб.ВАЗ-2102 — 7 400 руб.ВАЗ-21051 — 7 500 руб.ВАЗ-2103 — 7 500 руб.Москвич-2140 — 7 500 руб.Москвич-21406 — 7 400 руб.ИЖ-Комби — 7 500 руб.ВАЗ-2105 — 8 000 руб.ВАЗ-21063 — 8 200 руб.ВАЗ-2106 — 8 400 руб.ВАЗ-2107 — 9 000 руб.ВАЗ-2121 «Нива» — 10 300 руб.ГАЗ-24 — 11 200 руб.

Это официальные розничные цены для 80-ых годов, после того, как цены подняли в 1979 и 1981 годах, и да, можно отметить, что цена на новенькие «Жигули» прямо скажем высокая.

Права получить в СССР, новую машину дождаться и вперед покорять горизонты!

Если взять 1970-ые годы, когда за «единичку» просили 5 500 рублей, а Запорожец отдавали за 3 500 рублей, то рост приличный, безусловно, но он был в едином порыве с ростом зарплат.

Для примера можно взять хорошую, но достаточно обычную зарплату строителя или рабочего на заводе — 300 рублей, это значит, что при наличии супруги, которая зарабатывала хотя бы 150 рублей, и проживания в собственной квартире, которую они получили от государства, они могли откладывать деньги и накопить на автомобиль.

Допустим, ему хотелось бы новенькую «тройку» за 7 500 рублей, то в данном случае, ему нужно было бы отложить 25 своих зарплат, а это чуть более двух лет накоплений на мечту!

Можно сделать вывод, что автомобили были относительно доступны советским гражданам, хотя все зависело от конкретного случая, ведь у одного могло быть и 500 рублей в месяц, а у другого, допустим инженера, всего-то 180 рублей.

Нужно было стоять в очереди на получение популярной модели «Жигулей», обычно очередь могла занимать от 2-3х лет и более.Впрочем, по многочисленным воспоминаниям советских людей, и моим личным, в очереди никто не стоял за «Москвичами» или «Запорожцами», эти машины почти свободно были в наличии, а за «Волгой» или «Жигулями» нужно было постоять и подождать.

Из реальных минусов, на современный взгляд, это то, что не было возможности выбирать комплектацию и цвет, зачастую, приходилось брать то, что дают — разве что, доплатить 150 рублей за магнитолу в автомобиль, в остальном, стандартная запаска, набор ключей и аптечка, и можно ехать праздновать!

Правда, для этого нужно было уже получить права, пройдя специальное тестирование в ГАИ, и знать, что если в будущем нарушишь правила дорожного движения, то можно было «проколоться» в прямом и переносном смысле слова. Ведь, в те годы существовала практика прокола в талоне предупреждений, а значит, что права могли оставить с дыркой, и тем самым, ездить уже было нельзя — поэтому, с сотрудниками ГИБДД общались куда вежливее и отзывчивее, чем сегодня с многочисленными камерами фиксации. Всё это приводило к легкой системе поощрений, со стороны водителей к сотрудникам, но не будем преувеличивать проблему, ведь в те годы в милиции работали настоящие мужчины, которые на самом деле выполняли свой долг и честно несли службу, это в 90-ые годы всё изменилось.

Свой гараж и платная стоянка в СССР

«— Да вы что? Как же можно меня выгонять? Я за машину Родину продал! — Попрошу факт продажи Родины зафиксировать в протоколе».

В популярном советском кинофильме «Гараж» 1979 года наглядно показаны реальные проблемы советских автолюбителей, которые нуждаются в законном месте стоянки для своего автомобиля.

Абсолютно не секрет, что поставить машину возле дома в СССР, это найти себе дополнительные проблемы во всем.

В первую очередь, такая стоянка не является совсем законной, ведь как правило к каждому автомобилю должен был быть свой гараж, подлинное место, где этот четырехколесный товарищ будет храниться, а в зимнее время и правда, многие оставляли свои автомобили и не пользовались до весны.

Затем, появлялись многочисленные «зеваки», которые так и хотели рассмотреть, потрогать и быть может, что-то открутить у автомобиля на улице.В те годы оставить машину во дворе, это совсем не любить её. Конечно же, бабушки-старушки начинали ругать таких автолюбителей, ведь они постоянно что-то там хлопают, моют, ездят туда-сюда, всё это доставляло дискомфорт тем, кто регулярно занимал ответственный пост на лавочке у подъезда.

Вместе с этим, оставить автомобиль ночью на улице в летнее время года, это приличный риск потерять дворники, колеса, аккумулятор или целый автомобиль. Да, пока машина являлась дефицитным товаром, а спрос на её комплектующие был высок, всегда находились граждане известной профессии, которые воровали и откручивали за секунды.А водитель в свою очередь, зарабатывал нервный приступ, вскакивая каждую ночь и подбегая к окну, проверить, а что там с автомобилем?

Поэтому, кроме покупки автомобиля, по-хорошему нужно было купить или построить гараж, а это значит, что нужно было идти получать разрешение в райисполкоме на строительство или вступать в гаражный кооператив, все это деньги и время, тем более, что кирпичные гаражи люди строили, в основном за счет собствен

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы