Один из самых изящных стилей в архитектуре зародился в Средневековой Европе, и в некоторых городах Старого Света готические соборы стали центрами жизни. В Россию готика пришла во времена Екатерины II. Это был чуждый стиль, который не встроился органически в канву развития, а стал скорее стилистическим приёмом из-за любви знати ко всему иностранному.
В России сохранились примеры готической архитектуры, но и они не являются образцами классического готического искусства. Скорее заимствуют некоторые детали. Но от этого отечественная адаптация стиля ещё интереснее и самобытнее, и я предлагаю вам с ней познакомиться.
Европейская готика: зарождение и особенности стиля
Готический стиль в архитектуре зародился во Франции в XII веке, а затем распространился в Англии, Германии, Австрии, Чехии и других странах. До этого храмы строили в так называемом романском стиле — с широкими стенами и узкими окнами. Храмы были массивными, и толстые стены держали своды.
Крестовые походы на Ближний Восток привели к тому, что архитекторы увидели приём, как разгрузить давление на стены, используя стрельчатые арки. За счёт распределения веса конструкции не на центр полукруглого свода, а по бокам можно поднять сооружение вверх и придать ему лёгкость. Так появились знаменитые нервюрные своды, а также система распределения веса через внешние подпорки — аркбутаны и контрфорсы.
Соборы стали гораздо выше (они и сейчас впечатляют размерами), и, естественно, такие сооружения строились столетиями. Во многих местах даже появились легенды, согласно которым строительство не должно завершиться никогда.
Например, есть легенда, что архитектор Кёльнского собора продал душу дьяволу за чертёж здания. Каждый раз, когда приближается дата окончания строительства, происходят несчастья. В XV веке стройка остановилась из-за эпидемии чумы, а в XIX столетии после праздника в честь завершения стройки обвалилось несколько башен, а позже обнаружились серьёзные проблемы с фундаментом. По преданию, когда стройка завершится, наступит конец света.
Собор святого Витта в Праге тоже стоит в одном ряду с другими известными готическими долгостроями. Его возводили в течение 700 лет. А это значит, что здание впитало в себя все тенденции, которые были популярны в архитектуре в течение нескольких столетий.
Храм для европейского города был центром общественной жизни. В случае угрозы все жители прятались внутри, так как это нередко единственное здание в городе с большими каменными стенами. Да и в целом бытовало убеждение, что от беды людей может защитить лишь Господь. В романском храме могло уместиться несравнимо меньше людей, чем в готическом — это стало не последней причиной роста и развития городов в Европе в то время. А также новый стиль способствовал развитию искусства, ведь в романском храме было темно, а в готическом появилось место для скульптур и живописи.
Если добавить тот факт, что именно благодаря нервюрной конструкции стало возможно создавать окна в стенах, появляются знаменитые храмовые розетки, украшенные цветными витражами.
Готическая архитектура в России
Чесменская церковь
Где: Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, 12
В то время как в Европе архитекторы изучали возможности нервюрных сводов, на Руси развивались владимиро-суздальская, московская, псковская, новгородская архитектурные школы. Знакомство российских архитекторов с готикой произошло после того, как Екатерина II в 1770 году отправила придворного архитектора Василия Неелова в Англию учиться. Спустя год он вернулся и стал применять знания на практике. Первым русским «готическим» зданием стало Адмиралтейство в Екатерининском парке Царского Села. Однако принципиальные черты средневековой готики скопированы не были: в постройке не использовался принцип гашения веса камня за счёт подпорок и стрельчатых несущих арок.
Чуть позже архитектор Юрий Фельтен в честь победы русского флота над турецким в 1770 году возвёл Чесменскую церковь на юге Петербурга. В этом здании необычно всё, начиная с его формы в виде четырёхлистника и заканчивая ярко-розовым цветом фасада. По всему периметру здание украшают белые декоративные башенки, стрельчатые арки и барельефы.
А в селе Красном Тверской области находится вольная копия Чесменской церкви, построенная по заказу помещика Марка Полторацкого.
Вокзал станции Новый Петергоф
Где: Петергоф, Привокзальная площадь, 7
Говоря о русской готике, невозможно обойти вниманием вокзал по проекту Николая Бенуа. Его построили в 1857 году в виде уменьшенной копии католического собора в итальянском городе Орвието. Это здание архитектор взял за основу неслучайно: в 1843 году он участвовал в его реставрации.
Изначально, когда железную дорогу только проложили в эту местность, собор был конечной станцией. Позже, когда полотно продлили до Ораниенбаума, заднюю часть строения пришлось разобрать. Сейчас здание вокзала не используется.
Александрийская капелла
Где: Петергоф, парк Александрия, 21
Создание проекта капеллы в петергофском парке Александрия Николай I поручил немецкому архитектору Карлу Шинкелю. Требованием императора было построить «готический храм для православной молитвы». Удивляться было нечему: парк Александрия император подарил жене Александре Фёдоровне, немке по происхождению. Она пожелала устроить всё по своему вкусу.
Проработкой деталей проекта занимался русский архитектор шотландского происхождения Адам Менелас, а после его смерти — Иосиф Шарлемань. В итоге строительство завершилось в 1834 году.
В основе здания лежит квадрат с прямоугольным выступом, а над каждым порталом возвышается круглое окно-розетка с витражным стеклом. Четыре угла здания украшают чугунные остроконечные башенки, которые венчают золочёные кресты. Храм действующий, но работает только в тёплое время года.
Храм Владимирской иконы Божией Матери
Где: Московская область, село Быково, ул. Колхозная
Пожалуй, один из наиболее интересных примеров готического стиля в России — это Владимирская церковь в Подмосковье. Считается, что над её архитектурным обликом трудился Василий Баженов, но доказательств нет.
Эти земли стали подарком Екатерины II тайному советнику Михаилу Измайлову в честь женитьбы на Марии Нарышкиной. В 1780 году супруга умерла, и генерал-поручик решил возвести в её память каменную церковь на месте старой деревянной. В советское время в храме устроили швейную фабрику и склад. В 1989 году здание вернули церкви.
Если задумаете посетить это место, обязательно прогуляйтесь к усадьбе Воронцова-Дашкова. Там часто проходят экскурсии и экомаркеты благодаря усилиям творческих людей из соседнего города авиаторов — Жуковского.
Музей-заповедник «Царицыно»
Где: Москва, Дольская ул., 1
Если в истории Владимирской церкви в Быково до конца неизвестно, работал ли над ней Василий Баженов, то совершенно точно он трудился над московской усадьбой Царицыно по заказу Екатерины II. И это яркий пример русской готики.
По плану Баженова, огромное здание должно было органично вписаться в местный ландшафт, включая холмы, пруды и овраги. Кроме того, вместо одного огромного замка архитектор построил целый город: Центральный дворец, Хлебный дом, Оперный дом, Малый дворец, Кавалерийские корпуса. Императрица осталась недовольна размером главного дворца, посчитав его тесным. Она уволила Баженова и велела всё перестроить под руководством его ученика Матвея Казакова.
Сейчас Царицыно работает как музейный комплекс, там проходят выставки и экскурсии.
Ново-Никольский собор
Где: Можайск, ул. Бородинская, 8-9
В Подмосковье, на территории бывшего Можайского кремля, можно найти ещё один храм, который относится к русской готике.
Первый надвратный храм возник на этом месте в XII веке. Тот вариант, что существует сегодня, создали в 1814 году по проекту Алексея Бакарева, ученика Матвея Казакова. Здесь также прослеживается неоготика: узкие стрельчатые башенки, обилие декора на фасаде.
Есть предание, что во время Отечественной войны 1812 года Наполеон, увидев Никольский собор, сожалел, что не может забрать его с собой в Париж. Несмотря на лестный отзыв, после ухода французской армии церковь пришлось капитально перестраивать из-за ущерба, нанесённого солдатами.
Сегодня в храме идут богослужения и продолжается реставрационная деятельность. Любой желающий может поучаствовать в сборе средств на восстановление на сайте храма.
Церковь иконы Божьей Матери Знамение
Где: Липецкая область, село Вешаловка, ул. 8 Марта, 75
Как и в случае с Быково, считается, что над церковью работал Василий Баженов. В пользу этой теории говорит то, что в убранстве здания много масонских знаков, а Баженов был членом масонской ложи в России.
Церковь заложил владелец усадьбы Вешаловка Яков Татищев, строительство храма закончилось в 1794 году. Здесь также прослеживается сочетание древнерусского зодчества, псевдоготики и принципов классицизма. Церковь действующая.
Кафедральный собор Кёнигсберга
Где: Калининград, ул. Канта, 1
Всё же в России есть место, где можно увидеть традиционную готику, — это Кафедральный собор в Калининграде.
Собор заложили в 1333 году и строили до 1380-го, но и после этой даты здание перестраивалось неоднократно.
Собор стал свидетелем Реформации — уже в 1523 году службы здесь велись на немецком языке. В XVI веке неподалёку открылся университет Альбертина, а спустя столетие в южной башне собора расположилась Валленродская библиотека, в которой хранились средневековые манускрипты и книги. В то же время собор стал усыпальницей профессоров университета, последним похороненным здесь стал философ Иммануил Кант.
Здание сильно выгорело во время Второй мировой войны, но фасад устоял. Советские власти хотели снести руины, но не сделали этого только благодаря могиле Канта. Полноценная реконструкция собора началась лишь в конце XX века.
Сейчас Кафедральный собор не действует, но здесь проходят концерты органной музыки и работает небольшой исторический музей.
Англиканский собор апостола святого Андрея
Где: Москва, Вознесенский переулок, 8/5с3
Единственная англиканская церковь в Москве, богослужения там идут исключительно на английском языке, а прихожанами церкви являются граждане из более чем 40 стран.
Здание появилось в Москве в 1884 году по проекту английского архитектора Ричарда Фримана. Он спроектировал церковь в стиле викторианской готики. Это направление характерно новым прочтением старых готических традиций. В здании в Москве ярко видны эти черты: тёмный кирпич, квадратная башня, увенчанная остроконечными пинаклями с четырёх сторон.
Внутри церковь украшена скромно, но впечатление производит деревянный потолок из тёмного дуба, который отсылает к старым готическим интерьерам.
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
Где: Москва, Малая Грузинская, 27/13
Самый большой действующий католический собор в России в стиле неоготики. Его архитектурный облик можно сравнить со знаменитым Миланским Кафедральным собором, или Дуомо, в стиле «пламенеющей готики». Это позднее течение характерно фасадами, украшенными настолько обильно, что здание похоже на костёр.
Московский собор выполнен из красного кирпича, а в основе здания лежит классическая крестовая структура, символизирующая тело Христа.
Важные советы
Как отличить готику от псевдоготики?
Готика как архитектурный стиль зародилась в XII веке во Франции. Это было связано с развитием городов и появлением новых приёмов строительства. В частности, стали использоваться заострённые арки, нервюрные своды, а также система распределения веса стен с помощью опор за пределами здания.
Неоготика (псевдоготика, ложная готика) — разные названия одного и того же направления в архитектуре, которое зародилось в Европе в XVIII–XIX веках благодаря интересу общественности к Средневековью. Для него характерно использование различных декоративных и конструктивных особенностей, свойственных средневековым храмам. Это течение и проникло в Россию под названием «русская готика».
Как отличается дресс-код и правила поведения в православном и католическом храме?
Пожалуй, основное различие заключается в том, что во время службы все прихожане православного храма должны стоять. Исключения составляют лишь те, кто не может этого делать по состоянию здоровья. В католической церкви для присутствующих расставлены скамейки, где они сидят во время богослужения, периодически вставая и преклоняя колени.
Ещё одно отличие: в православном храме строгие правила дресс-кода. Женщинам необходимо надеть юбку ниже колен, спрятать волосы под платок, закрыть плечи. Мужчины обязательно снимают головной убор перед входом в храм.
Что касается католической традиции, для женщин там меньше ограничений: вид должен быть опрятным и не вызывающим. Для мужчин также действует правило снять головной убор, как и в любом общественном месте.
У католиков также не принято креститься при входе в храм, зато есть чаша со святой водой, в которую окунают кончики пальцев для крестного знамения. Крестятся православные и католики тоже по-разному. Католики это делают всей ладонью слева направо. А православные крестятся тремя сложенными пальцами справа налево.
Как добраться до церкви в селе Красном с копией Чесменского храма?
Помещики часто копировали столичные здания на территории своих усадеб, в первую очередь храмы. Так случилось и с Чесменской церковью: её реплик оказалось две. Одна из них находилась в Псковской области и не сохранилась. Вторая — это Спасо-Преображенская церковь в селе Красном в Тверской области.
Церковь находится в усадьбе Полторацких, некогда близких друзей Александра Пушкина. Добраться туда из Москвы будет проще на автомобиле примерно за 3,5 часа. Нужно съехать с платки, не доезжая до Твери, выехать на Старицкое шоссе и ехать до села через Старицу. Оттуда до Красного примерно 24 километра и полчаса езды.