ВВС США стремятся получить преимущество над противником разными способами. Один из них – использование современных технологий для повышения боевых возможностей своих самолётов. Именно для этого предназначены беспилотники, подобные проекту Collaborative Combat Aircraft (CCA), только что представленному компанией General Atomics.
Collaborative Combat Aircraft (CCA) от General Atomics – будущее воздушного боя
На недавней конференции Air, Space & Cyber, организованной Ассоциацией ВВС в Вашингтоне, компания General Atomics представила полномасштабную модель своего последнего технологического чуда в виде «Collaborative Combat Aircraft».
Этот автономный беспилотный боевой самолёт должен стать значительным шагом вперёд в развитии технологий военной авиации. Он обещает расширить возможности традиционных военно-воздушных сил, введя в строй -«ведомых» роботов, специально разработанных для совместной работы с пилотируемыми самолётами.
Речь идёт не просто о сотрудничестве, ведь главная цель программы CCA – революционизировать роль пилотов истребителей. В новой эре авиации вместо выполнения всех задач будущие пилоты будут командовать эскадрильями, состоящими как из пилотируемых, так и из беспилотных самолётов.
Последние будут выполнять функции сенсорных платформ, носителей оружия и ложных целей, летя впереди основного истребителя и выполняя скоординированные задачи.
При этом пилоту не придётся постоянно следить за состоянием беспилотников – они будут управляться алгоритмами, общаться и взаимодействовать друг с другом, выполняя сложные миссии или самостоятельно сражаясь с силами противника.
Если вы заметили что-то знакомое в беспилотнике, представленном General Atomics, это не удивительно, ведь он основан на известном прототипе XQ-67A. В отличие от традиционных пилотируемых истребителей, которые стоят дорого и требуют для управления высококвалифицированных пилотов, беспилотники, созданные в рамках программы CCA, предполагается сделать одноразовыми.
Такое решение призвано повысить их эффективность на поле боя и одновременно снизить стоимость, что в эпоху, когда стоимость пилотируемых боевых самолётов растёт в геометрической прогрессии от поколения к поколению, имеет большой смысл.
Внедрение автономных CCA, имеющих низкую себестоимость и разработанную с нуля конструкцию, предлагает потенциальное решение экономических и логистических проблем. Поскольку их можно производить дешевле и в больших количествах, чем традиционные пилотируемые истребители.
Кроме того, они способны защитить пилотов от угрозы, сохраняя при этом высокую боеготовность и снижая эксплуатационные расходы. Однако, несмотря на очевидный революционный потенциал CCA, внедрение таких беспилотников на вооружение сопряжено с определёнными трудностями.
Технологии, необходимые для создания полностью автономных боевых самолётов, ещё находятся на ранней стадии, и многие технические вопросы ещё предстоит решить. Хотя само по себе представление компанией General Atomics полномасштабной модели CCA свидетельствует о стремительном развитии военной авиации.
Только вот одного технологического прогресса будет недостаточно, чтобы эти системы получили широкое распространение. Этические вопросы, эксплуатационные гарантии и международные нормы будут играть важную роль в определении того, как и когда автономные боевые самолёты будут интегрированы в современные вооружённые силы.
