Для подростка периода СССР мопед был вершиной всех желаний. Пусть это будет самый простой, самый дешевый и возможно частично собранный из различных запчастей, но владеть собственной техникой мечтали практически все мальчишки.
На мопедах, несмотря на запрет и возмущения взрослых, гоняли круглогодично.
Продавались мопеды в магазинах «Спорттовары», поэтому этот магазин часто посещали мальчики-подростки 12-15 лет, чтобы посмотреть и обсудить плюсы и минусы имеющихся в продаже моделей.
Моделей «мопиков» действительно было немало, поэтому выбрать было из чего.
В-902
В начале 50-х годов прошлого столетия коллектив Харьковского велосипедного завода один из первых в СССР занялся созданием мотовелосипедов.
Разработанную модель с двигателем Д-4 передали на Львовский велосипедный завод, который и наладил серийный выпуск В-902 в 1958 году.
Модель представляла собой простейший тип вело-мопеда, с усиленной велосипедной рамой, на котором был установлен мотор, работающий по принципу ДВС.
Передняя вилка была усилена пружинными амортизаторами, регулируемого типа, которую чуть позже заменили на телескопическую.
На заднем колесе находилась приводная моторная звездочка. Натяжная цепь регулировалась с помощью поворотного кронштейна.
Односкоростной двигатель с самой простейшей системой сцепления.
Движение начиналось как на обычном велосипеде: с раскручивания педалей, после чего водитель отпускал рычаг сцепления и включал скорость.
Несмотря на простоту, мопед развивал скорость до 50 км/ч, что было весьма немалым достижением для того периода времени.
МВ-042 «Львовянка»
Львовский велосипедный завод после выпуска успешной серии мотовелосипеда В-902 начал развивать идею разработки.
Несмотря что по документам модель МВ-042 считалась мотовелосипедом, по техническим характеристикам это был первый советский мопед.
Все разработки производились исключительно инженерами завода, поэтому модель можно смело назвать их творением.
Подвешенный двигатель был взят из серии В-902, но сама рама и колеса были значительно усиленными.
Разработчики установили маятниковый тип подвески цепи, и телескопическую переднюю вилку, которая специально была рассчитана под более большие механические нагрузки.
Первую модель серии «Львовянка» завод выпускал с 1962 по 1963, после чего мопед решили модифицировать.
Рига-1
Попутно со львовским коллективом КБ велосипедного завода разработкой легких мопедов занимались инженеры Рижского мотозавода.
Созданная в 1958 году модель «Spr?d?tis», где прибалтийцы в качестве прототипа использовали опыт чешских конструкторов, получилась неудачной в эксплуатации.
Было принято решение использовать в качестве примера техническую документацию немецких производителей.
11 пробных экземпляров Рига -1, выпущенных в 1960 году представлял собой образец советского мопеда, в котором был установлен чешский двигатель двухскоростного типа.
Пройдя испытания, модель допустили к серийному выпуску в 1961 году, и это был один из первых мопедов СССР с мощностью в 49,8 куб. см.
В 1962 году двигатель был заменен на ?-50, который был более выносливым в эксплуатации.
МВ-044
В начале 60-х годов львовский коллектив велосипедного завода модернизировал более раннюю модель мопеда, установив на нем двигатель мощностью в 2 л. с.