Великая Отечественная война стала причиной замораживания многих интересных и нужных человечеству проектов, над которыми работали советские инженеры конструкторами.
Только после победы над врагом некоторые из них снова были «разморожены» и доработаны.
Особое внимание уделялось технике, которая не относилась к категории машин, выпускавшихся большими серийными партиями.
Автомобили-амфибии, созданные советскими инженерами-конструкторами, до сих пор остаются техникой, вызывающих уважение и интерес.
О некоторых моделях успели порядочно подзабыть, но есть и такие автомобили, которые до сих пор в хорошем рабочем состоянии.
ВАЗ-Э2122
Министерство обороны СССР постоянно делало заказы на создание внедорожников-амфибий, которые бы могли использоваться военными в наступательных операциях на переднем крае боевых действий.
В 1972 году инженеры Волжского автозавода начали работы над созданием внедорожника-амфибии с условным войсковым шифром ВАЗ-Э2122 «Река».
Ни в какой технической документации шифр не отражался, но все кому было положено, знали, что это всего лишь специфическое название проекта, который использовалось при переписке с военными.
Работы над проектом возглавлял инженер-конструктор П. Прусов, который до этого руководил созданием гражданского прототипа автомобиля марки ВАЗ-2121 «Нива».
К 1976 году технический отдел конструкторского бюро закончил основные работы по проектированию и в этом же году коллектив тольяттинского завода собрал несколько экземпляров для проведения испытаний.
Полноприводной автомобиль с двигателем объемом в 1,6 л, с наличием двух топливных баков, спрятанных под кузовной частью, внешним видом практически ничем не отличался от обычных моделей легковых авто.
На самом деле вездеход-амфибия неплохо себя чувствовал как на воде, так и на грунте. Средняя скорость ВАЗ-Э2122 по водным преградам была не большой, всего 4,5 км/ч, но, по мнению военных это был отличный показатель для автомобиля подобного класса.
Первые созданные экземпляры не прошли испытаний, но к 1977 году инженеры предоставили вторую партию внедорожников.
Этот доработанный вариант также не был запущен в серийное производство, хотя инженеры продолжали дорабатывать уязвимые и проблемные узлы амфибии.
Только перед развалом страны коллектив конструкторского бюро собрал несколько машин для проведения заводских испытаний.
К сожалению ситуация в стране, как политическая, так и экономическая, была настолько нестабильной, что не только этот проект, но и целая индустрия начала разрушаться.
Из всех машин, созданных коллективом тольяттинского завода, в нормальном техническом состоянии, к сожалению, не осталось ни одного из экземпляров.
УАЗ-3907 «Ягуар»
И эту модель вездехода-амфибию, по разным причинам не стали выпускать серийно.
Чем интересным стал этот проект, помнят немногие, хотя разработки автомобиля, в котором нуждались не только военные, но и гражданские, в целом был признаны удачными.
В первую очередь модель отличалась тем, что разработчики для улучшения передвижения машины по водной глади установили два гребных винта.
Их разместили в непосредственной близости к заднему мосту для улучшения маневренности и скорости движения на участках, где машина полностью переходила в режим передвижения по воде.
Силовой агрегат мощностью в 78 л. с. позволял разгонять машину по нормальному дорожному покрытию до скорости в 105 км/ч, тогда как по воде машина вплавь груженной могла развивать скорость до 9 км, ч. 4-х ступенчатая, механического типа трансмиссия позволяла в зависимости обстоятельств быстро менять скорость передвижения.
По другим техническим показателям также оставалась одной из лучших вариантов, которые по тому времени интересовали военные ведомства.
К 1989 году 14 собранных автомобилей было передано в воинские части для проведения испытаний в условиях близких к боевым.
Все были готово к серийному выпуску автомобилей-амфибий, но только ни средств, ни заказов больше не последовало.
В 1991 году все разработки по дальнейшей модернизации были прекращены, а сам проект «заморожен» на неопределенное время.
ЗИС-485 «БАВ»
Эта модель выпускалась серийно, специально для нужд военных в период с 1950 по 1962 года. Основное предназначение амфибии-внедорожника заключалось в доставке людей и грузов в специальном грузовом отсеке.