Сегодня нам с вами предстоит совершить очередную увлекательную виртуальную экскурсию по Москве. Прогуляемся по нашей любимой столице, от самого центра до отдаленных окраин, и полюбуемся отдельными зданиями, историческими сооружениями и памятниками архитектуры, не столь широко известными, но оттого не менее прекрасными. На канале вышел уже не один десяток статей, посвященных малоизвестным достопримечательностям Москвы, но российская столица тем и хороша, что способна порадовать и приоткрыть свои новые секреты не только искушенным туристам, но и местным жителям, хорошо знающим и любящим свой город. В рамках сегодняшней экскурсии десятью такими секретами станет меньше. Итак, в путь!
1. Городская усадьба Шибаева
Начнем прогулку по Москве с Новой Басманной улицы, где несколько лет тому назад свою вторую (а то и третью) жизнь обрел из красивейших исторических усадебных домов столицы. Речь об усадьбе купца первой гильдии и одного из первых в России нефтепромышленников Сидора Шибаева. В 1870-х годах он приобрел столетний дом с палатами на Ново-Басманной улице и заказал переделать его, придав более современный вид, Александру Каминскому, видному архитектору тех лет. Последний подошел к задаче творчески: обильно декорировал парадный фасад с использованием деталей в русском стиле, украсил окна второго этажа наличниками, добавил полуколонны, а также увенчал здание декоративными башенками. Но главное – то каким стал цвет здания, а он, если верить реставраторам, на сегодняшний день максимально близок к оригинальному, не то оливковый, не то нежно-фисташковый, но в любом случае исключительно приятный глазу.
В 1899 году усадебный дом выкупило государство, переделав его под отделение Басманной больницы, а уже в советское время здание начали использовать под административные нужды. В какой-то момент фасады утратили свою разноцветную окраску, а само здание практически перестало выделяться на общем фоне городской застройки. Так было до начала 2010-х годов, пока наконец не начались реставрационные работы, целью которых стало восстановление облика усадьбы Шибаева. Козырьки, наличники, чугунные решетки, балкончики и другие элементы внешнего декора были приведены в полное соответствие с историческим видом, а само зданием вновь начало выглядеть свежо и нарядно.
Теперь усадьба красочностью своего фасада, пожалуй, может сравниться даже с Чайным домом на Мясницкой улице. Вот только судя по внешнему виду, сегодня, то есть спустя девять лет после реставрации, оно по-прежнему пустует, по крайней мере внешне ничего не выдает, что в его стенах ведется какая-либо деятельность. Но арендаторы рано или поздно появятся, а украшением Новой Басманной улицы бывшая усадьба является уже сейчас.
2. Усадьба фон Дервиза
Следом еще одна усадьба, не менее прекрасная, но при этом недоступная и даже неизвестная большинству москвичей. Речь о бывшей усадьбе Сергея Павловича фон Дервиза, представителя знаменитой династии промышленников в дореволюционной России. Этот исторический особняк по адресу Садовая-Черногрязская, 6, в двух минутах ходьбы от станции метро «Красные ворота», располагается на некотором удалении от улицы, в глубине парадного двора, тогда как в качестве красной линии выступает массивная ограда с воротами, фактурной кладкой из разноцветных гранитных плит, лепниной и львиными маскаронами. При этом ограда абсолютно глухая. Увидеть усадьбу можно разве что через небольшую щель в самом низу. А ведь посмотреть там действительно есть на что.
Усадебное здание в стиле итальянского Ренессанса было построено в 1886 году. Каменная ограда появилась лишь спустя четверть века, хотя до того усадьбу окружал решетчатый металлический забор с опорными столбами. В центральной части здания выделяется ризалит с парадным крыльцом, по бокам которого расположены пандусы, украшенные светильниками в виде женских фигур. Фасады особняка также облицованы гранитом и декорированы крупным рустом, а крышу здания украшают тумбы с вазонами. Весьма нетипичная для Москвы архитектура, характерная скорее для Петербурга, а то и вовсе для западноевропейских стран.
Впрочем, все без исключения архитектурное наследие, дошедшее до наших дней со времен расцвета промышленной империи фон Дервизов, достойно всяческого восхищения. Это и конный завод, больше похожий на средневековый замок, и санаторий в виде классического дворца с элементами готики, расположенные в Рязанской области. Ранее на канале уже выходили статьи, посвященные этим выдающимся памятникам архитектуры. К слову, все три сооружения, включая московскую усадьбу, объединяет тот факт, что в работе над ними принимал участие прославленный русский зодчий Федор Шехтель.
С 1941 года и до настоящего момента здание усадьбы фон Дервиза на Садовой-Черногрязской занимает ВНИИЭМ, приборостроительное предприятие, входящее в структуру Роскосмоса. Увы, но доступ для широкой публики ограничен, в том числе и в дни исторического и культурного наследия. Вот и приходится заглядывать под ворота, чтобы хоть немного полюбоваться этой потаенной московской красотой.
3. Здания-близнецы архитектора Масленникова
Здания-близнецы в Москве: откуда они здесь, как появились и почему так похожи? Именно этими вопросами наверняка задастся каждый, кто увидит два замечательных здания, расположенных в противоположных концах исторического центра столицы, в Чистом переулке (дом №10) и на улице Гиляровского (дом №20). Да, назвать здания схожими до степени смешения будет явным преувеличением, в этом смысле они скорее двойняшки, нежели близнецы, однако сходство заметно невооруженным глазом. Сходство в композиции и геометрии, окнах разных объемов и форм, вытянутых башенках и ажурных балконах. Разумеется, у двух зданий один и тот же автор – Виталий Масленников, русский и советский архитектор, мастер модерна.
Первым появилось здание в Чистом переулке – доходный дом наследников Николая Циркунова, сотрудника Императорского Московского Технического Училища (прежнее название МГТУ им. Н.Э.Баумана). А спустя год на 2-й Мещанской, ныне улице Гиляровского, появилось схожее здание – доходный дом купчихи Екатерины Ломакиной. Есть по крайней мере две версии того, почему два здания, расположенные в нескольких километрах друг от друга, получились настолько похожими. Согласно первой, таким было пожелание самой Ломакиной, вдохновившейся предыдущим проектом архитектора. А вот если верить второй, то таким образом облегчил себе жизнь сам архитектор Масленников, лишь незначительно видоизменивший свой предыдущий проект. Но так или иначе оба здания стали отличным украшением Москвы и яркими образцами столичного модерна.
P.S. И в завершение любопытный факт. Архитектор Виталий Масленников, спроектировавший еще ряд зданий в Москве, в 1929 году как «вредный социальный элемент» был сослан в Сибирь. Но и там мастер продолжил заниматься архитектурой и проектированием и, более того, принял участие в работе над строительством двух самых известных зданий Новосибирска, Новосибирского театра оперы и балета и Стоквартирного дома работников крайисполкома. Причем оба здания сочетают в себе черты неоклассицизма и конструктивизма, то есть максимально далеки от модерна, с которого начинал свою деятельность архитектор. Вот что значит умение перестроиться и в новых условиях по-новому раскрыть собственный талант.
4. Дом с лампочкой
Далее мы перенесемся из центра Москвы на окраину, в район Измайлово, где еще в 20-х годах прошлого века многие промышленные предприятия столицы принялись активно возводить жилые дома для своих работников: металлургов, электриков, сотрудников метрополитена, строителей, нефтяников и других представителей рабочих профессий. Одним из таких учреждений стал Московский электроламповый завод (МЭЛЗ), старейшее предприятие в советской и российской электронной промышленности. Практически все здания тех лет отличают умеренная этажность, тихие, уютные дворики, большое количество зелени, клумбы, лавочки и пешеходные дорожки. Невероятно, но факт: даже спустя много десятилетий советское градостроительство выглядит максимально гармоничным и человеколюбивым.
Вот и дом МЭЛЗ на поверку оказывается крайне примечательным: обширный внутренний двор с фонтаном (ныне превратившимся в клумбу), множество архитектурных деталей фасада, расположение тоже лучше не придумаешь, внутри квартала, но в то же время в непосредственной близости от остановок общественного транспорта, а еще в пяти минутах ходьбы от Измайловского парка культуры и отдыха. Внешний декор здания также исключительно хорош: лепнина, гирлянды, руст, ажурные козырьки и полуколонны. Ну, а тот факт, что дом построен по индивидуальному проекту, подчеркивает наличие у него полноценного названия, пусть и неофициального − Дом с лампочкой. Так, над центральным подъездом, всего в доме их девять, можно обнаружить изящный картуш с лепниной, центральным элементов которого является та самая лампочка, символизирующая завод МЭЛЗ, в свое время первым в России начавший производить лампы накаливания.
Данная архитектурная импровизация, вероятно, принадлежит архитектору Георгию Чалтыкьяну, проектировавшему здание. Едва ли и он мог тогда предполагать, что в Москве вдобавок к Дому с атлантами, Дому с ракушками и Дому с перевернутой рюмкой появится еще и Дом с лампочкой. Не так давно здание было полноценно отреставрировано, тем самым, похоже, миновав угрозу сноса по программе реновации, и в наше время служит весьма интересным, хотя и неприметным украшением района Измайлово.
5. Дом Биммана
А вот следующий объект в сегодняшнем списке являет собой отличный пример возвращения из небытия и возвращения почти что первоначального облика историческому зданию – дому Биммана в Большом Трехгорном переулке. Правильнее будет сказать, расположенного на пересечении Большого Трехгорного и Николоваганьковского переулков, ведь это угловое здание буквально формирует окружающую архитектурную среду и является своего рода доминантой небольшой площади, на которой находится. Но так было далеко не всего, ведь еще несколько лет тому назад это сооружение 1912 года постройки изрядно обветшало, став довольно невзрачным, особенно по сравнению с оригинальным проектом.
Само здание было спроектировано архитекторами Владимиром Поповым и его боле известным коллегой, Романом Клейном, автором множества прекрасных дореволюционных зданий в столице. Заказчиком проекта являлся Симеон Бимман, российский юрист, мещанин немецкого происхождения. Приехав в Москву, он выкупил небольшой участок земли в районе Пресни, где вскоре и появился этот примечательный особняк, в котором Бимман поселился с семьей сам, а также сдавал внаем верхние этажи. После революции, разумеется, последовала национализация дома и размещение внутри него коммунальных квартир. В какой-то момент здание также лишилось своего купола, под которым ни много ни мало располагалась обсерватория, и острой крыши, роднящей дом Биммана с европейскими дворцами.
Но несколько лет тому назад оно было основательно отреставрировано: восстановили даже крышу, но почему-то не купол-обсерваторию. А еще добавили ряд элементов внешнего декора, включая солнышко на угловом фасаде и [почему-то] муравьев, ползущих по стене со стороны двора. Смотрится это как минимум необычно, тем более что ничего подобного в первоначальном облике здания, разумеется, не было. А вот один из наиболее интересных архитектурных элементов остается без изменений с самого момента постройки дома: его эркеры подпираются металлоконструкциями из железнодорожных рельсов, на которых можно увидеть клеймо нижнетагильских заводов «Демидовъ, 1876 год».
Дом Биммана крайне необычен и нетипичен для Москвы со многих точек зрения: архитектурной, композиционной и даже своего углового расположения, благодаря чему по сей день притягивает к себе внимание прохожих и служит ярким украшением Пресненского района.
6. Императорский Московский речной яхт-клуб
Еще одно чрезвычайно интересное историческое здание можно обнаружить на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала. Это краснокирпичное строение со шпилем, появившееся в 1892 года, стало первым в Москве речным яхт-клубом. Точнее, сам клуб возник на четверть века раньше, но долгое время был вынужден арендовать ряд окрестных построек для своих хозяйственных нужд, а затем размещался в небольшом деревянном павильоне. Но в ознаменование 25-летия учреждения было решено построить полноценное здание, предназначенное не только для хранения инвентаря и временного размещения гребцов, но и для обучения последних, а также для проведения разного рода торжественных мероприятий.
После революции клуб сохранил свое предназначение, но стал называться гребной базой «Стрелка», оставаясь при этом главным специализированным учреждением в столице. Но в 1970-х годах был построен гребной канал в Крылатском, и спортивное значение «Стрелки» сошло на нет. Зато несколько лет тому назад в стенах исторического здания вновь начали проводить частные мероприятия, праздничные и деловые. Впрочем, хорошо это для простых москвичей или нет, вопрос риторический, ведь свободный проход на территорию яхт-клуба отсутствует. Полюбоваться этим ярким историческим зданием можно разве что с набережной Музеона либо с нового пешеходного моста, перекинутого через Водоотводный канал в 2024 году.
7. Церкви в Мещанской слободе
Следующий пункт в сегодняшнем списке являет собой отличное доказательство того, что сколько ни ходи по московским изогнутым улицам и ни изучай многочисленные достопримечательности столицы, а лучший город Земли все равно найдет, чем удивить. Причем открытия в Москве подстерегают как в историческом центре, так и на окраинах. Порой старинные сооружения возрастом в несколько веков обнаруживаются в столице посреди более поздней застройки, отчего смотрятся они еще более необычно и даже удивительно. Два таких сооружения, в данном случае две православные церкви, расположены на севере Мещанского района Москвы, по разные стороны от Олимпийского проспекта, неподалеку от Сущевского Вала.
Первая, и с хронологической точки зрения, и если идти из центра города, церковь Трифона в Напрудном, одна из старейших на всю Москву, возведенная еще в конце XV века. За долгие годы своей истории церковь неоднократно перестраивалась, увеличиваясь в размерах, но в итоге до наших дней дошло лишь миниатюрное, скромное сооружение, словно затерянное среди советских многоэтажек. Впрочем, могло не быть и этого, ведь в 1932 году храм был взорван, в результате чего сохранилась лишь часть первоначального объема XV века, которая в дальнейшем использовалась в качестве склада расположенного поблизости медицинского учреждения. Согласно легенде, церковь была построена сокольничим Ивана Грозного по имени Трифон Патрикеев, который упустил царского сокола во время охоты, что по тем временам могло стоить ему жизни. Сокольничий принялся молиться святому Трифону, чтобы тот помог найти сокола. В итоге святой явился к сокольничему во сне и указал место, где находится птица, в ознаменование чего последний и принял решение возвести на этом самом месте храм.
А буквально в десяти минутах ходьбы от церкви Трифона, на территории Фестивального парка, расположено еще одно примечательное культовое сооружение, храм Сошествия Святого Духа на бывшем Лазаревском кладбище. Храм с двумя симметричными колокольнями выполнен в классическом стиле, отчего во многом напоминает западноевропейские христианские храмы. Однако, на деле храм на протяжении всей своей истории был православным, а появился он еще в XVIII веке на бывшем Лазаревском кладбище, первом московском общегородском кладбище, ныне, увы, безвозвратно утраченном. В начале XX века здесь насчитывалось порядка 50 тысяч захоронений, среди которых был живописец Виктор Васнецов, чей дом-музей располагается неподалеку, Сила Сандунов, актер и основатель Сандуновских бань, Семен Зыбелин, один из первых русских профессоров медицины, мать Достоевского Мария Федоровна и многие другие. Но в 1930-х годах кладбище было ликвидировано, часть останков перенесли на другие кладбища, тогда как большинство захоронений так и осталось под землей.
Храм же по-прежнему стоит на своем месте и сегодня является действующим, а в 2014 году перед ним был установлен памятник Николаю II в честь 400-летия воцарения в России Романовых. Сегодня это, по сути, дальняя окраина столичного центра, рядом пролегает шумное Третье транспортное кольцо, но, как видите, интересные исторические объекты и уникальные памятники архитектуры можно найти и здесь тоже. Было бы желание!
8. Подстанция на Красносельской
Еще одно чрезвычайно торжественное, хотя и исторически выполняющее сугубо хозяйственную функцию здание, расположено на Краснопрудной улице, близ Комсомольской площади. Это историческая электрическая подстанция, массивное краснокирпичное сооружение с белыми вставками, выполненное в неорусском стиле и оттого напоминающее старинный русский терем, увенчанный изящной башенкой. Оно и понятно, ведь к его созданию приложил руку замечательный архитектор Максим Геппенер, автор множества красивейших индустриальных сооружений. Одному из них, возможно, самому интересному, но при этом недоступному для подавляющего большинства москвичей, на канале даже посвящена отдельная статья. Но и Краснопрудная электрическая подстанция тоже не подкачала: по сей день это необычное здание выделяется на фоне более поздних строений, расположенных поблизости.
Его изначальная функция – обеспечение электрической энергией трамваев, в большом количестве появившихся на столичных дорогах в начале XX века. Открытие электроподстанции на Краснопрудной улице случилось одновременно с запуском движения трамваев от Тверской заставы до Боевской улицы в Сокольниках в 1905 году. Данная подстанция стала одной из многих, введенных в действие по всей Москве в те годы, вот только большинство из них утратили свое значение или были разрушены. Другие находятся на второстепенных улицах или даже на закрытых территориях, тогда как Краснопрудная подстанция не только расположена на одной из главных столичных магистралей, но и по сей день сохраняет свое предназначение: здесь расположены служба энергохозяйства ГУП «Мосгортранс» и тяговая станция трамвайной линии, обеспечивающая движение по Бауманской улице.
9. Дом со львами
Совсем недалеко, на Нижней Красносельской улице, расположен еще один примечательный архитектурный объект Москвы – доходный дом купцов Бурениных, также известный как Дом со львами 1914 года постройки. Данное неофициальное название связано с тем, что над центральным входом в здание можно увидеть лепной картуш в виде рыцарского герба, частью которого являются фигуры двух львов. Весьма любопытная и при этом не слишком распространенная в масштабах Москвы деталь внешнего оформления, однако интересна в данном случае не только и не столько она. Архитектуру здания сложно отнести к тому или иному стилю, в его облике угадывается и классика, и модерн, и даже конструктивизм, хотя последний полноценно вступит в свои права в столице лишь во второй половине 1920-х годов.
Автором этого необычного здания является архитектор Вячеслав Олтаржевский, на тот момент еще совсем молодой, но впоследствии успевший плодотворно поработать в советской Москве, а еще в Париже и Нью-Йорке, спроектировать комплекс ВДНХ, оказаться в ссылке в Воркуте и занять там должность главного архитектора города, стать специалистом по высотному строительству и принять участие в возведении гостиницы «Украина». Ну, а Дом со львами, один из первых проектов Олтаржевского, имел все шансы не дойти до наших дней, ведь еще в начале 2010-х здание пришло в негодность и было расселено. Более того, после расселения еще и случилось несколько пожаров, а также активно прорабатывался проект реконструкции здания под гостиницу, предполагавший его существенную перестройку. Несколько лет тому назад увядающее на глазах здание завесили защитной тканью, и, казалось, сноса уже не миновать, но внезапно случилось чудо.
В прошлом году леса были сняты, и взорам москвичей предстало прекрасно отреставрированное строение, выглядящее намного моложе своих лет. Судя по информации в интернете, здесь может появиться элитное жилье, по три квартиры на этаж. Интересно, что изначально дом также предназначался для жильцов с высоким достатком, так что в этом плане ничего нового. Похоже, что каких-то оригинальных интерьеров внутри не сохранилось. Что ж, пусть так, но в любом случае отрадно, что здание, с которым многие уже успели проститься, все же было признано объектом культурного наследия и обрело долгожданную реставрацию.
10. Дом призрения и советский магазин
И в завершение сегодняшнего списка – сразу два примечательных объекта, расположенных в непосредственной близости друг от друга. Первый, о котором и должна была пойти речь изначально, – Дом призрения для бедных имени Герасима Хлудова в Сыромятническом проезде, фактурное, эклектичное здание, построенное в конце XIX века. Домами призрения, или богадельнями, в России в то время называли учреждения, предназначавшиеся для ухода за нуждающимися: престарелыми, инвалидами и людьми, оставшимися без средств к существованию. Основать данное учреждение задумал купец 1-й гильдии Герасим Хлудов в память о своем единственном сыне, рано ушедшем из жизни. Но, увы, и сам не дожил до завершения проекта, который с честью продолжили четыре его дочери.
Помимо здания богадельни здесь, на берегу Яузы, были также построены дома бесплатных квартир для вдов с детьми, больница, школа и ремесленное училище. Таким образом, в Сыромятниках сложился целый благотворительный городок, названный именем его основателя и вдохновителя Герасима Хлудова. Впрочем, еще в советские годы благотворительный городок превратился в милицейский, а бо́льшая часть его зданий по сей день занята государственными учреждениями. Так что осматривать их можно исключительно с улицы, без возможности попадания внутрь и даже во двор богадельни. Но нет худа без добра…
Буквально в двух шагах от бывшего дом призрения находится неприметный продуктовый магазинчик с небольшой вывеской «Продмаг», современной, но выполненной ностальгическим советским шрифтом. Я, если честно, даже усомнился в том, что он работает, и, дабы удостовериться, заглянул через окно внутрь. И сразу даже не поверил глазам: на самом видном месте на прилавке красовались легендарные весы «Тюмень», ставшие за годы своей исправной службы одним из неофициальных, но при этом наиболее узнаваемых советских символов. Невероятно, но рядом с ними стояли еще и гирьки! Может, в советское время кому-то такие весы и набили оскомину, но сегодня, с высоты прожитых лет, понимаешь, что прибор-то стоящий, да и к тому же в визуальном плане узнаваемый безошибочно.
Но главное, внутри магазина сохранилась целая россыпь разного рода советских артефактов и деталей интерьера. И даже входная группа, снаружи выглядящая вполне современно, внутри на поверку тоже оказывается сохранившейся еще с советских времен. Тут даже отдельные продукты до сих пор выставляют на прилавках пирамидками, хотя в целом товары, конечно же, продаются современные, без особой советской экзотики, но вот интерьер в магазине дорогого стоит. Облицованные мрамором колонны, лепнина, настенная роспись и, конечно же, чудом сохранившиеся советские таблички с графическим изображением продуктов.
К слову, данный магазин расположен в знаменитом Доме-коммуне, строившемся с 1927 по 1954 годы, хотя внутренне оформление помещения характерно скорее для сталинского ампира, а никак не «аскетичного» конструктивизма. Таблички же так и вовсе появились уже в эпоху развитого социализма. Ну, а обсудить дом-коммуну, а также ряд других замечательных и в то же время малоизвестных достопримечательностей Москвы нам с вами предстоит уже в следующий раз. Благо, их на всю столицу наберется огромное множество.
И на этом о малоизвестных достопримечательностях Москвы на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно.